Кузбасс ждет глобальное потепление

14 июня 2017 г., 13:33

Недавно в Госдуму был внесен закон, который может оказать серьезное влияние на качество жизни многих жителей России и Кемеровской области в частности. Он получил название "закона об альтернативной котельной". Почему инвесторы начнут вкладывать миллиарды рублей в развитие теплоснабжения региона, выяснил корреспондент VSE42.Ru.

Готовность к инвестициям

Система теплоснабжения любого города включает себя ТЭЦ или котельные, которые производят энергию, а также разветвленные тепловые сети. Все это сложное хозяйство требует не только необходимых эксплуатационных затрат на текущее содержание, но и серьезных инвестиций: чаще всего оборудование, в подавляющем большинстве еще в советские времена, достаточно изношенное и требует замены. А это – миллиардные инвестиции.

При этом крупные компании, например, Сибирская генерирующая компания, являющаяся основным поставщиком тепла в Кемеровской области, готовы вкладываться в теплоэнергетику. Однако здесь возникает достаточно странная, точнее, парадоксальная ситуация.

Не секрет, что тарифы на теплоэнергию регулирует структурное подразделение администрации Кемеровской области – Региональная энергетическая комиссия. Энерготариф складывается из многих составляющих, в том числе проведение ремонтных кампаний, приобретение топлива, зарплата работников.

А когда энергетики запускают, например, новый котел или перекладывают часть тепловых сетей, что в результате снижает потери или повышает энергоэффективность, то себестоимость производимых гигакалорий сокращается. Что логично, разумеется. На следующий год РЭК, видя снижение затратной части, снижает возможности для роста тарифа. Не учитывая, что для достижения такого роста теплоснабжающая компания вложила серьезные деньги. То есть, по сути, понесла значительные затраты, чтобы в перспективе – чаще всего, очень далекой – вернуть потраченные деньги.

Точка отсчета

Как следствие, получается, что ресурсоснабжающая компания не заинтересована в развивающих инвестициях. Вместо того, чтобы работать на перспективу, чтобы модернизировать теплогенерирующие мощности и тепловые сети, энергетики вынуждены делать только "латающие" инвестиции – чтобы обеспечить "гарантирующий" уровень надежности. Такова экономическая логика. Поскольку если нет механизма, позволяющего гарантировать возврат инвестиций в теплосетевой бизнес, то и вкладывать деньги просто нет смысла.

Как раз для ликвидации ситуации, когда потенциальные инвесторы просто не видят смысла вкладываться в "свои" регионы, и разработан закон об "альтернативной котельной". Если говорить максимально просто, то принцип альтернативной котельной состоит в том, что при тарифообразовании определяется некая базовая величина.

Ее считают следующим образом. За основу берется конкретный населенный пункт. А затем просчитывается сколько нужно потратить денег, чтобы потребитель ушел от централизованного теплоснабжения и построил свою систему с нуля. С учетом полученной суммы вычисляется тариф на тепло для потребителей, чтобы он позволил в течение, например, десяти лет рассчитывать на возврат инвестиций.

Главная суть этого принципа состоит в полной прозрачности формирования тарифов на тепло в любом населенном пункте России. При этом, как подчеркивают разработчики закона об "альтернативной котельной", тот самый базовый тариф является, по сути, максимальной величиной. В каждом регионе может вводится поправочный понижающий коэффициент.

«Переформат» теплоэнергетики

Проект по альтернативной котельной на Петербургском международном экономическом форуме, который состоялся в начале июня, поддержала Сибирская генерирующая компания. Для сибирских энергетиков это тема чрезвычайно актуальна. Особенно в таких "запущенных" в плане теплоснабжения городах, как, например, Рубцовск Алтайского края, где, как подчеркивают сами энергетики, требуется практически полностью переформатировать действующие мощности и тепловые сети.

Но и для того же Кемерова или Новокузнецка новый закон тоже хорошее подспорье. Он позволит жителям Кузбасса надеяться, что и в наших городах система теплоснабжения будет активно развиваться.

По словам директора по тарифообразованию СГК Екатерины Косоговой, которая выступила перед журналистами в рамках ПМЭФ-2017, существующее регулирование цен на тепло не позволяет обеспечить приток инвестиций в отрасль. В то же время действующие мощности стремительно стареют и ветшают.

– Соответственно, инвестиции тепловой энергетике нужны как воздух. А для этого необходимо предусмотреть механизм гарантий возврата вложенных денег. Однако в настоящее время в каждом регионе РЭК решает по собственному усмотрению. Одни комиссии понимают, что такое инвестиции и их возврат, другие – отказываются закладывать инвестсоставляющую в тариф на очередной календарный год. То есть, рассчитывать на возврат даже части денег не приходится, – рассказала Екатерина Косогова.

По ее словам, например, в разных городах Кузбасса тариф альтернативной котельной может составлять примерно 2,5 тысячи рублей за гигакалорию. При этом она подчеркнула, что к реальному тарифу он отношения не имеет. Это что-то вроде "потолка", максимального значения, от которого ведутся расчеты.

Как рассказал на ПМЭФ-2017 генеральный директор СГК Михаил Кузнецов, использование принципа альтернативной котельной позволит "оторвать" тарифообразование от жесткого и, порой, субъективного регулирования со стороны РЭК.

– Будет (разработан – прим. автора) определенный алгоритм. В нем будут учтены инфляционная составляющая, рост цен на топливо, увеличение зарплаты. В остальном базовый принцип будет сохраняться. То есть тарифообразование станет более понятным и прозрачным. Соответственно, например, СГК сможет четко просчитать срок возврата инвестиций. По нашим данным, вложенные средства должны вернуться через 10-12 лет.

При этом речи о том, что тариф может вырасти даже не идет. На рынке есть сложившаяся цена и никто из ее производителей не может "выйти" из нее. Если кто-то попытается поднять необоснованно тариф, то те же застройщики просто откажутся от централизованного теплоснабжения и начнут ставить, например, газовые котельные, обеспечивающие теплом жилые кварталы. Так что необоснованный рост тарифов, повторюсь, никому не нужен и нелогичен с точки зрения конкурентного рынка тепла, – подчеркнул Михаил Кузнецов.

Когенерация в плюсе

Каким образом новый закон об "альтернативной котельной" коснется потребителей Кемеровской области? Об этом в частности шел разговор на презентации СГК. Сам озвученный принцип к Кемерову, например, вряд ли применим в полном объеме. Дело в том, что теплогенерирующие мощности в областном центре находятся в относительно хорошем состоянии, так что говорить о вводе новых мощностей не приходится. Тут, скорее, речь идет о реновации теплоэнергетики.

Так, в перспективе СГК не исключает вывод из эксплуатации незагруженной Кемеровской ТЭЦ, находящейся на правом берегу реки Томь.

Ее мощности могут быть перераспределены на Кемеровскую ГРЭС. Подобное управленческое и техническое решение носит вполне утилитарный характер. Во-первых, значительно возрастает загрузка ГРЭС. Соответственно, вместе с ростом загрузки увеличивается и экономическая эффективность теплогенерации.

Во-вторых, имеющиеся тепловые сети с незначительной модернизацией вполне отвечают предполагаемым изменениям. Впрочем, времени на их доработку еще предостаточно: повторюсь, что вывод из генерации Кемеровской ТЭЦ – вопрос долгосрочной перспективы со множеством условий. Одно из которых – если станция так и останется недозагруженной и будет работать себе в убыток.

Поэтому в настоящее время куда более актуален, например, перевод потребителей Рудничного района города Кемерово от предприятия "Теплоэнерго", эксплуатирующего муниципальные котельные и продающего гигакалории по цене выше, чем у СГК, на мощности ТЭЦ. В настоящее время здесь работают две котельные, которые согласно утвержденной в Минэнерго перспективной схеме теплоснабжения города должны быть выведены из эксплуатации. Их должна сменить Кемеровская ТЭЦ.

В этой связи стоит отметить, что при выборе поставщика тепловой энергии предпочтение будет отдаваться так называемой когенерации – тепловым станциям, одновременно вырабатывающим электрическую и тепловую энергии. Само собой, тепловые котельные в этом смысле значительно менее эффективны.

Триллионы на развитие

Впрочем, конкретно Кемеровской области для начала позитивных изменений в теплоэнергетике простого принятия закона об "альтернативной котельной" явно недостаточно. Этого не стал скрывать и Михаил Кузнецов. По его словам, нельзя вести речь о серьезных инвестициях в регион, пока не будет отменена компенсация выпадающих доходов (КВД), суть которой состоит в том, что население платит за тариф только част денег. Остальное доплачивает бюджет.

В реальности, поскольку денег в бюджете не хватает, то расчеты за тепловую энергию ушли в глубокий минус. В настоящее время из порядка 4 миллиардов рублей долга перед "Сибирской генерирующей компанией" более двух миллиардов рублей – это задолженность именно по КВД.

И будут ли когда-либо выплачены эти долги, вряд ли кто-то сегодня возьмется сказать. Но как утверждают сами энергетики, "бюджет просто перестал платить".

– Пока вопрос с КВД не будет решен, вкладывать в теплоэнергетику в Кузбассе просто не имеет смысла, поскольку просчитать эффективность инвестиций чрезвычайно сложно, – подчеркнул Михаил Кузнецов.

Кроме того, в условиях тотального долга по КВД энергетики не только не могут строить планомерную инвестиционную деятельность, но и находить средства на проведение текущих ремонтов становится все сложнее.

Правда, в скором будущем в этом направлении могут произойти позитивные изменения. Как рассказал корреспонденту VSE42.Ru первый заместитель губернатора Кемеровской области Владимир Чернов, власти региона уже в ближайшие несколько лет планируют отказаться от системы компенсации выпадающих доходов.

– Конечно, за один год этого сделать не получится. Думаю, что полный отказ от КВД может произойти в течение ближайших пяти-семи лет, – сообщил Владимир Чернов.

По словам заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, принимавшего участие в работе ПМЭФ-2017, закон об "альтернативной котельной" может быть принят Государственной Думой России уже к осени текущего года. Так что нововведения могут ждать теплоэнергетику уже в 2018 году.

Если ожидания специалистов оправдаются, то реформирование теплоэнергетики может стать действительно не просто способом обновления тепловых станций, но и в целом мощным толчком в развитии экономики и региона в частности, и в страны в целом.

Так, только по предварительным данным (об этом Михаил Кузнецов сообщил на ПМЭФ-2017) СГК может инвестировать в Кемеровскую область 6,6 миллиарда рублей. По России объем инвестиций в рамках альтернативной котельной ожидается на уровне 3 триллиона рублей. При этом мультипликативный эффект может составить еще порядка 700 (инвестиции в сопутствующие отрасли экономики) миллиардов рублей.

Фото: пресс-служба СГК