Ремонт компьютера, как выяснилось, может обернуться неожиданными проблемами и потерей денег. А новая схема, по которой начали работать горе-ремонтники, сделает финансовые убытки клиентов безвозвратными. Как избежать мошенников на компьютерном рынке, выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Банальная, казалось бы, история со сломанным ноутбуком вскрыла достаточно оригинальную схему "по относительно законному отъему средств у граждан". А началось все с того, что кемеровчанка Ольга Соколова, владелица портативного компьютера, решила его отремонтировать.
Само собой, "погуглив" на предмет поиска компаний, занимающихся подобным ремонтам, Ольга остановилась на сайте одной из них. Интернет-страничка, само собой, рассказывала, что именно работники этой организации умеют все, что должны уметь, а плюс к этому – еще и бесплатно выезжают на дом к клиенту.
Забегая наперед, отмечу, что в этом "бесплатном выезде" отчасти и кроется мошенническая схема работы горе-ремонтников. Однако обо всем по порядку. Ольга позвонила по указанному на сайте телефону, договорилась о вызове мастера.
Визит специалиста не заставил себя долго ждать. Сотрудник ремонтной фирмы, по словам кемеровчанки, оказался "приятным молодым человеком", который тут же взялся за дело и на удивление быстро поставил диагноз. Оказалось, что все дело в операционной системе, которая вроде как "полетела". А значит, ее нужно поменять.
– То есть у моего ноутбука, как показалось, возникли какие-то проблемы с винчестером – он то запускался, то вновь переставал "жужжать". А тут вдруг операционка. Я, конечно, удивилась, но не верить специалисту – это же как-то странно, – вспоминает Ольга Соколова.
В результате услуги по устранению проблем мастер оценил в 1,5 тысячи рублей. Цена кемеровчанку устроила и мужчина приступил к работе.
– Потратив примерно полчаса, он довольный откинулся на спинку моего кресла и сказал проверяйте. Я включила ноутбук, он загрузился и заработал. После этого я отдала мастеру требуемую сумму. Потом произошла еще одна странность, которая меня несколько смутила. Когда я попросила чек, мужчина ответил, что его фирма выдает чеки только при стоимости заказа от двух тысяч и более. А раз у меня всего 1,5 тысячи рублей, то и чек мне не положен, – говорит Ольга.
Примерно через полчаса после ухода специалиста якобы отремонтированный ноутбук вновь перестал работать. На телефонные звонки в сервисную компанию кемеровчанке сообщили, что никакой гарантии на услуги специалиста нет. Оказывается, следовало из слов представителя организации, что и гарантия предоставляется только на работы, стоимость которых превышает две тысячи рублей.
В результате Ольга осталась и без работающего компьютера, и без денег, которые ей наотрез отказались вернуть. Ситуация обидная, а потому обманутая кемеровчанка решила "наказать" ремонтников.
Уверенная в своей правоте и в том, что с ней поступили не по закону, девушка обратилась, во-первых, в Роспотребнадзор; а во-вторых, в полицию.
Но все оказалось сложнее, чем предполагала Ольга.
Во-первых, чтобы сотрудники Роспотребнадзора (как объяснили заявительнице в областном управлении ведомства) начали проверку, необходимо указать юридическое название компании. Но дело в том, что на сайте мошенников этих реквизитов попросту нет. Только "рыночное" название и контактный телефон.
– По телефону отвечает всегда один и тот же человек, который только принимает заказы, а информации о предприятии он не предоставляет. Когда я сказала, что подъеду по адресу, указанному на сайте, то мужчина ответил, что их офис недавно переехал, а куда именно – отказался сказать. Короче, мистика какая-то. Осталась только надежда, что полиция поможет найти этих фирмачей, – рассказала Ольга Соколова.
А пока девушка ждет ответа от полиции – уже почти месяц – корреспондент сайта решил самостоятельно попытаться разобраться в ситуации. В том числе и с помощью полиции.
По просьбе редакции один из сотрудников городской полиции согласился помочь и задействовать "административный ресурс", недоступный обычным гражданам. Как в результате выяснилось, та самая ремонтная фирма по факту и не существует вовсе. По крайней мере, в Кемерове.
Дело в том, что в нашем городе есть только сами "специалисты", которые выезжают по вызовам. А вот бренд, который позиционируется как "известная компания по ремонту компьютеров и ноутбуков" – это всего лишь вывеска. Причем зарегистрированная даже не в Кемерове, а в… Перми.
– Это аналогичная история, что была когда-то с известным брендом такси. Компания, находится далеко за пределами региона. Она выполняет исключительно диспетчерские функции. С таксистами – поставляет им заказы на услуги такси. С компьютерными сервисменами – поставляет заказы на ремонт компьютеров. А сама компания при этом ни за что не отвечает. По сути, просто сводит заказчика и исполнителя. А уж кто придет к вам домой чинить сложную технику – остается только гадать.
То есть чисто теоретически, обратившись в Пермь, можно попытаться установить конкретного специалиста, который приходил к Ольге Соколовой. Затем можно попытаться этого человека, который, скорее всего, не имеет даже статуса индивидуального предпринимателя, привлечь к ответственности за незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Правда, в том только случае, если удастся доказать, что визит к кемеровчанке был систематическим оказанием услуг, а не разовой попыткой заработать денег. Что, кстати, сделать достаточно сложно, потому что сам "мастер" наверняка уйдет в отказ. Опять же можно попытаться вернуть заплаченные 1,5 тысячи рублей. Впрочем, количество приложенных усилий и потерянного времени едва ли компенсируют эту сумму.
Единственное, что можно посоветовать в подобной ситуации – это банальное "будьте внимательнее!" Какие именно меры безопасности стоит предпринять, чтобы избежать компьютерного обмана – посоветовал начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Кемерово Андрей Дубский.
– Есть ряд нюансов, которые сразу должны были насторожить вашу читательницу. Во-первых, что касается выдачи чека. Ни о каких суммах, в том числе больше двух тысяч рублей речи быть не может. Потребитель имеет полное право получить чек либо его аналог – тот же расходно-приходный ордер, подтверждающий факт передачи денег от потребителя предприятию или предпринимателю. Подобный документ подтверждает наличие договора между потребителем и исполнителем и требовать его нужно обязательно. Так же и с гарантийными обязательствами. Разумеется, никакой "входной" суммы для предоставления гарантии нет и быть не может, – подчеркнул Андрей Дубский.
Кроме того, по словам специалиста, в таких ситуациях, когда человек вынужден обращаться в незнакомую организацию, лучше все-таки убедиться в нескольких вещах. В том числе узнать правильное юридическое название предприятия, а также адрес офиса (видимо, даже не полениться – посетить его перед тем, как воспользоваться услугами).
Как рассказали редакции сайта специалисты рынка защиты прав потребителей, ситуации, когда возникают подобные "дистанционные" схемы оказания услуг, когда "голова" (она же бренд, под видом которого оказывается услуга) находится в другом регионе страны и выполняет исключительно диспетчерские функции, а сами исполнители – в городе или в регионе, где эти услуги оказываются, – стали возникать все чаще. В том числе и на рынке ремонта компьютеров.
Искать виновника в случае ненадлежащего качества проведенной работы – практически бессмысленно. Наверняка, диспетчер договорным образом снял с себя всю ответственность заранее, а исполнителя – ищи-свищи!