Соли, спайсы, миксы: итоги года от областной ФСКН

18 января 2016 г., 16:34

У нас было 15 килограммов героина, более 30 килограммов синтетики, 14 граммов кокаина и целое множество транквилизаторов всех сортов и расцветок общей массой более четырёх центнеров. Не то чтобы это был необходимый запас, но если начал изымать дурь, становится трудно остановиться.

Собственно, именно так можно вкратце описать итоги года от управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области. Но мы так делать не будем и остановимся на них подробнее, даже невзирая на то, что краткость – сестра таланта.

Ситуация отдельно и в целом

Кемеровская область всегда была своеобразным магнитом для различных веществ: мы по-прежнему попадаем в десятку регионов, где наблюдается самый высокий оборот наркотиков в стране. И, к сожалению, соседствуем с Новосибирской, Томской, Иркутской областями не только по географическим показателям. Однако в этом году Кузбасс немного "уступил" ближним сибирским регионам и спустился на седьмое место. Показатель всё ещё не самый оптимистичный, но, уверены в управлении, даже такой прогресс лучше его отсутствия.

– В целом хочется отметить, что ситуация на территории области сохраняется достаточно тяжёлая, и вы это прекрасно видите. Несмотря на то, что совместно с другими правоохранительными органами Кузбасса её получается стабилизировать и сдерживать на протяжении последних лет, тем не менее заметно повышение экспансии поступления наркотиков на территорию региона, – говорит Евгений Широков, исполняющий обязанности начальника России ФСКН по Кемеровской области. – Мы отмечаем это и в количестве изъятых наркотиков из незаконного оборота, и в целом по числу регистрируемых преступлений и пресечённых фактов сбыта наркотиков.

Однако ситуация с наркотиками стремительно меняется не только в нашем регионе и даже не в России – по всему миру в целом. Возможно, это обусловлено последними событиями, происходящими вокруг, но факт остаётся фактом: люди всё больше пытаются "убежать" от реальности с помощью психоактивных веществ.

– Если взять, допустим, структуру психических и наркологических расстройств лет двадцать пять назад, то в ней две трети составляли психические расстройства и заболевания, а лишь одна треть – наркологические. Последние годы это соотношение стремительно поменялось местами. Видимо, происходят в мире какие-то серьёзные и даже глобальные изменения, которые накладывают отпечаток на поведение людей. В том числе на употребление таких психоактивных веществ, как наркотики и алкоголь. И не последнюю роль в этом играет появление новых разновидностей наркотических средств, которые, к сожалению, стали доступны и диктуют специфику употребления среди жителей и нашей области, – уверен Андрей Лопатин, главный врач Кемеровского областного клинического наркологического диспансера. – Мы наблюдаем это и среди тех лиц, которые к нам обращаются за лечением, и тех, кого мы освидетельствуем по решению правоохранительных органов. Мы видим, что наши граждане употребляют самые разнообразные психоактивные вещества. Не стало исключением употребление нескольких веществ одновременно – алкоголь, лёгкие и тяжёлые наркотики, различные лекарственные средства и так далее.

Более 400 килограммов наркотиков

В общей сложности за 2015 год правоохранительные органы выявили 5414 преступлений, связанных с наркотиками, из них 4700 – тяжких и особо тяжких, а 3500 – непосредственно связанных со сбытом наркотиков. Это примерно по 14 преступлений в день. В это же время удалось прекратить деятельность 18 организованных преступных группировок, в том числе и той, которая действовала на территории трёх городов – Кемерова, Ленинска-Кузнецкого и Анжеро-Судженска. Участники сообщества обвиняются в 24 преступлениях, у них изъято более 500 граммов синтетических наркотиков.

Однако полкилограмма – лишь капля в море, ведь за год сотрудники правопорядка собрали 420 килограммов наркотических средств. Для сравнения: год назад эта цифра была меньше на 20 килограммов. Одни из самых распространённых наркотиков – по-прежнему синтетические, их более 30 килограммов (в 2014 году – около 20), и героин, которого стало гораздо меньше, – 14 килограммов (в 2014 – более 40).

– Тенденция замещения традиционных видов наркотиков (героин и опиум) наркотическими веществами синтетического происхождения наметилась около трёх лет назад и сохраняется до сих пор, – говорит Андрей Лопатин. – В целом на сегодня примерно одинаковая наркокартина по всему Кузбассу. Исключениями являются некоторые сельские зоны, хотя последние годы косвенным подтверждением распространения наркомании является уровень ВИЧ-инфекций. Так вот, некоторые сельские районы в этом отношении ничем не отличаются от городских. И, в общем-то, это закономерно, ведь у нас маленький и компактный регион, поэтому здесь не может быть чистого от наркотиков города, если рядом есть любые пути и средства связи.

То есть, проще говоря, в Кемеровской области нет "города-лидера" или "города-аутсайдера", где наркотиков неприлично много или, наоборот, практически нет. И такая ситуация сохраняется в регионе уже несколько последних лет, поэтому говорить о том, что в Кемерове или Новокузнецке больше всего наркозависимых просто на основании того, что тут больше населения, абсолютно неправильно.

«Учётная» наркомания

Количество тех, кто состоит на учёте с диагнозом "наркомания", к концу году уменьшилось на пятьсот человек. Иногда у этого имеются естественные причины – такие как смерть (в 2015 – 300 человек), но чаще всего люди всё же излечиваются от зависимости – таких около 25%. Понятное дело, что бывают и рецидивы, но далеко не всегда.

Сейчас в общей сложности на учёте состоит 9400 человек, в 2014 таких людей было около 9900. Самый пик пришёлся на начало 2000-ых – тогда цифра была чуть ли не в два раза больше: около 15-16 тысяч. Последние несколько лет ежегодно "берут на карандаш" примерно тысячу человек, 2015 исключением не стал.

– Одна из наших общих проблем – граждане не спешат выполнять требования законодательства (примечание редакции: федеральный закон от 25.11.2013 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 2: "При назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию"), – сетует Андрей Лопатин. – И в то же время у нас уменьшается число употребления традиционных наркотиков. То есть лиц с диагнозом опиумная или героиновая наркомания становится меньше, а появляются, пусть даже единичные случаи, но лица с диагнозом кокаиновая зависимость, зависимость от гашиша. Чаще всего, конечно, мы сталкиваемся с зависимостью от синтетических веществ. Практически не изменилась ситуация среди несовершеннолетних. Такой же уровень распространения наркотических расстройств, как в предыдущие годы, среди женщин. В общем, выводы не самые утешительные.

Профилактика и пропаганда

Никто не придумал более универсального орудия борьбы с наркоманией, чем профилактика и пропаганда. Различные фильмы, социальная реклама, мотивирующие плакаты – всё это давно состоит на вооружении в ФСКН.

– Что-то новое, радикальное, никогда не появится, потому что человек так устроен, что соблазн, искушение и уход от здорового поведения в пользу получения удовольствия мгновенного будет всегда существовать. Поэтому вся система государственного воспитания должна быть построена на том, чтобы человек получал удовольствие от жизни путём здоровых вариантов поведения, – уверен главный врач областного клинического наркологического диспансера. – Наивно ожидать, что появится чудо-таблетка, которая всех разом излечит. Прорывных технологий нет. Самая прорывная технология – это здоровая семья, любящая своего ребёнка. Ничего лучше в природе не существует.

В 2015-м вновь возобновили добровольную проверку школьников, и в управлении только рады, ведь в позапрошлом году на это урезали бюджет.

– Мы небольшое количество школьников протестировали, но среди тех, кто был подвергнут добровольному тестированию, мы не выявили ни одного подростка с признаками употребления наркотических веществ. В предыдущие годы мы по десять-пятнадцать человек выявляли. Мы тестировали на восемь позиций – на самые распространённые и самые "популярные" на сегодняшний день среди потребителей наркотических средств.

Хотя это всё сложно назвать конечными итогами, ведь вся предоставленная информация – лишь "по предварительным данным". Много чего осталось за кадром: например, как живёт единственный кокаиновый наркоман Кузбасса или какой толк от добровольного тестирования. Но корреспонденты VSE42.Ru будут внимательно следить за ходом событий, а самые интересные новости обязательно сообщаться вам.

Фото: Александр Патрин
Автор: