Профессиональный самоучка: Александр Сарыгин о видеотворчестве и «вкусных» съёмках

05 июня 2015 г., 12:05

Все мы ежедневно смотрим десятки видеороликов: короткометражные фильмы, социальную рекламу, свадьбы друзей и знакомых, романтические съёмки и музыкальные клипы… Мы редко задумываемся, на какую камеру снят тот или иной видеопродукт, сколько времени потрачено на то, чтобы придумать сценарий, найти желающих сниматься и воплотить идею в жизнь, и уж тем более – кто за всем этим стоит.

Александр Сарыгин – из тех, кто "за кадром", и с его лёгкой руки на свет появляются иногда чувственные и трогательные, порой – замысловатые и динамичные, но всегда профессиональные и сделанные с душой видеоролики. Он сравнивает процесс создания видеопродукта с приготовлением салата, в его копилке – десятки самых разных работ, его мечта – чтобы люди избавились от комплексов и научились показывать искренние эмоции. Александр пригласил корреспондентов VSЁ42 туда, где рождаются гениальные идеи и нарезаются кадры – в собственную квартиру, и рассказал о работе, своих увлечениях и отношении к делу своей жизни. Все подробности – в нашем интервью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ САМОУЧКА

Помню, было мне пятнадцать лет, я сидел за компьютером, как и многие ребята моего возраста... И что-то сподвигло меня записать на видео, как я играю, затем закинуть в редактор на компьютере, подобрать музыку и всё скомпоновать. Затем решил выложить полученный видеопродукт в Сеть, чтобы остальные объективно оценили то, что я сделал, ведь самому понять, насколько хорошо получилось, было сложно – необходим взгляд со стороны.

В итоге нашлись два человека, которые откликнулись на выложенное видео. Один из них – студент второго курса Кемеровского государственного университета культуры и искусств, он разглядел во мне некие способности, сказал, что я неплохо монтирую, в моей работе есть какая-то "изюминка", также ему понравилось, как в ролике подобрана музыка.

Такой оценкой моего ролика он меня ещё больше заинтересовал, добавил уверенности в себе и зародил желание продолжать в том же русле и дальше. Дальше я стал заниматься ещё и музыкой: научился играть на некоторых музыкальных инструментах: на электрогитаре, бас-гитаре, акустической гитаре, пианино... Больше всего люблю, пожалуй, восьмиструнную гитару. Раньше у меня была такая, потом пришлось её продать, сейчас я снова хочу её назад (улыбается). Пробовал играть на губной гармошке, в итоге подарил её другу: совсем не было времени учиться.

В детстве меня не отдавали ни в какие кружки, поэтому я стал узнавать обо всём сам, всему учился самостоятельно. В общем-то, я – самоучка, как по видео, так и по музыкальным инструментам.

Начал с творчества, мне было всё интересно, хотелось многое попробовать. Сначала это были такие низкопробные съёмки, на которых обучается, наверное, каждый. По-тихоньку всему учился: монтировать, по-разному "склеивать" кадры. Затем постепенно пришёл к съёмкам свадеб, освоил эту нишу. Конечно, как и многие, сначала снимал свадьбы друзьям, затем уже стал набираться опыта, увеличивать стоимость своих услуг и работать с совершенно разными людьми. В общем-то, сегодня сотрудничаю абсолютно со всеми, кому нужны видеоролики, всё, что связано с видео – это моя "стихия".

МНОГОГРАННЫЙ ХАРАКТЕР

Учившись в политехе, я состоял в творческом объединении "Своя марка", в какой-то степени, можно сказать, был журналистом. Меня даже хотели сделать главным редактором "Своей марки", но как-то разошлись пути, может, оно и к лучшему. Активно проявлял себя в студсовете и профсоюзе, в общем, везде по максимуму, кроме учёбы (улыбается). В общем-то, если мне что-то очень интересно, это "захватывает" меня полностью, я весь отдаюсь любимому делу и выкладываюсь на все сто процентов. Учёба никогда не была для меня любимым времяпрепровождением, надо заметить (улыбается).

Что касается моих увлечений, то могу сказать, что занимаюсь всем понемногу: катаюсь на роликах, научился плавать, раньше увлекался лёгкой атлетикой, тренер даже предрекал мне звание кандидата в мастера спорта, так как я показывал хорошие результаты. Но это мне очень быстро надоело, ведь бегал я не для себя: повлияли тренер, отец, общественное мнение… Вскоре "завязал" с этим увлечением. Сейчас в свободное время люблю играть в GTA 5, крутая игра!

О ВЕСЁЛЫХ СЪЁМКАХ, «МИГАЛКЕ» И ПНЕВМАТИЧЕСКОМ ПИСТОЛЕТЕ

Я увлекаюсь видеосъёмками вот уже девять лет, из них пять – занимаюсь ими профессионально. Для меня это, в первую очередь, возможность менять жизни людей в лучшую сторону, помогать им в реализации самых смелых идей, это, пожалуй, больше, чем просто моя работа.

Вообще на съёмках всякое бывает – без забавных историй не обходится. Помню, работал я на свадьбе видеографом, всё как обычно. Хорошее настроение, прогулку "откатали", приехали на банкет. Через какое-то время появляется мужчина с полицейскими. Я вышел на улицу, посмотреть, в чём дело, камеру доставать не стал, наблюдал за всем со стороны. Оказалось, что мужчине не понравилось, как свадебный кортеж припарковался и кто-то из гостей "отоварил" мужчину. В итоге он вызвал полицию, и они приехали на банкет. Мужская половина свадьбы долго думать не стала и мужчину вновь "отоварили". Полиция побрызгала перцовыми баллончиками, мужики в слезах вернулись на свадьбу. Кого-то из гостей даже забрали в участок. Вот такие бывают интересные гуляния (улыбается).

Я уже успел поработать с некоторыми кемеровскими школами (№ 91,14,41), вузами нашего города (КемГУКИ, КемГУ, КемГМА, КемТИПП, КузГТУ). Сотрудничал с администрацией Кемерова, крупными организациями города, снимал концерты в Филармонии, Театре для детей и молодёжи, Драматическом театре имени Луначарского... И это далеко не весь список тех, с кем я работаю.

Что касается фотоискусства – могу заснять друзей и знакомых на аватарку, скажем, а профессионально этим не занимаюсь. Во-первых, зачем отнимать "хлеб" у тех, кто занимается этим целенаправленно? А во-вторых, считаю, что лучше специализироваться на чём-то одном и быть профессионалом в этом, чем "распыляться" на разные дела: это не совсем правильно. Композиция фото и видеокадра совпадает, поэтому, раз уж я могу профессионально снимать видео, то и фото у меня получится не менее профессионально. Но, повторюсь, я – видеограф, в этом деле развиваюсь и расту, за подготовку качественного видеоролика отвечаю головой практически (репутацией – уж точно).

Сегодня снимаю полноценно свадьбы, причём пытаюсь сломать стереотипы о таких съёмках и не вхожу в категорию людей, делающих смазливые, слезливые видео, где все целуются и всё в розовых тонах. Я купил пневматический пистолет, он очень круто выглядит, его можно использовать в съёмках (улыбается). Также у меня есть настоящая "мигалка", очень хочу и её использовать в съёмках. Есть море идей, как у меня, так и у моих заказчиков, думаю, всей жизни не хватит на то, чтобы все эти замыслы реализовать (улыбается).

Много снимаю хореографов: как в событийной, так и в игровой форме. Как-то снимал байкеров – получился очень интересный и необычный для меня опыт. Вообще я, как говорится, за любую "движуху": самые сумасшедшие идеи, "странный" реквизит, нестандартные места для съёмок… Это здорово, когда есть любопытные мысли по поводу съёмок и желание их реализовать.

Сам стремлюсь к клипам, рекламным видеороликам и кинопроизводству (естественно, речь идёт о короткометражном кино). Полный метр – это, конечно, здорово и интересно, но в реалиях нашего города пока не всегда возможно, "полнометражку" можно снимать в таких городах, как Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, в общем, в более крупных населённых пунктах.

ДЕВОЧКА НАДЯ, ЗА КОТОРОЙ КТО-ТО СЛЕДИТ

Видеотворчество для меня – это, прежде всего, добросовестное отношение к делу. Ты честно выполняешь свою работу, а люди взамен дают тебе искренние эмоции. Я не только ловлю момент, но и создаю его вновь!

Недавно к нам с киношколой на четыре дня приезжал режиссёр монтажа из Москвы, Матвей Епачинцев. Я и мой коллега, студент третьего курса КемГУКИ, Максим Романов заняли первое место среди сценариев. Мы снимали его ровно два дня, всю организацию я взял на себя, хотелось уделить особое внимание деталям, которых, к слову, было не так много. Картина, которую мы снимали, сейчас находится в разработке, а именно – на монтаже. Скоро она будет готова, и мы представим её на суд общественности. Это будет короткометражное кино хронометражём около десяти минут, о девочке Наде, за которой кто-то следит. Ну а всё остальное вы узнаете, посмотрев нашу картину (оставим интригу, так сказать).

Очень интересно разрабатывали это видео: времени было крайне мало, мы придумали несколько разворотов-поворотов, порой весьма неожиданных, и в итоге, думаю, получится такая ядрёная, небезынтересная штука. Задумка была довольно сильная, сложная и всего два дня на её разработку! Но мы справились.

Снимаем с моим коллегой Максимом Романовым концерты в Театре для детей и молодёжи, Драмтеатре, Филармонии. Люблю постановочное видео, снимаю свадьбы, выпускные, последние звонки, видеоролики самого разного плана, клипы, рекламные ролики. Хочу снять хороший клип на уровне Европы, надеюсь, когда-нибудь приду к этому. Мы не просто продаём видеопродукт, мы его сами создаём, поэтому он уникален.

Люди сейчас не платят за своё время, они готовы отдавать деньги за конечный результат. Они могут час собираться, наряжаться, ещё час – что-то придумывать и настраиваться на съёмку и только на третий час – понять, что готовы работать в кадре.

РЕЦЕПТ «ВКУСНОГО» ВИДЕОРОЛИКА

Секрет успешного видеоролика довольно прост – всё зависит от того, что внутри у его автора. Если сильно не думать, что у нас там органы и так далее, можно заметить и поверить, что есть душа. И вот тогда мы начинаем делать какие-то хорошие вещи. Хочу призывать людей к эмоциям, чтобы они раскрывались в кадре: это очень важно.

Съёмку можно сравнить с приготовлением салата. У нас тоже есть что-то цельное: какая-то основная идея, базовый ингредиент. Мы его нарезаем, это и есть кадры нашего цельного "салата" (видеоролика). Затем мы компонуем этот элемент с каким-то другим ингредиентом, помидором, скажем (получается некий конфликт, как и в любом хорошем видеопродукте). Прибавляем специй (спецэффектов) и получаем готовый результат! Мы можем по-разному нарезать ингредиенты, всячески их перемешивать и добавлять разное количество этих самых специй-спецэффектов, по-разному подать…

Готовый результат будет зависеть от всех этих нюансов. Потом человек попробует готовое "блюдо" и, возможно, ему будет чего-то в нём не хватать (той самой "перчинки" или "кислинки"), может, продукт окажется вовсе не по вкусу, а, может, понравится и захочется распробовать его вкус как можно лучше и обстоятельнее. Но, в любом случае, самое главное – готовить (не важно, что: кулинарный шедевр или видеоролик) с душой.

«УРОК КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ

Заказы на видео бывают разными: от запечатления события до постановочной съёмки. Различия между заказами колоссальные. Всё зависит от заказчиков, которые высказывают свои предпочтения в съёмке. Если у заказчика нет времени на сотрудничество, но ему нужны видео-услуги, то он выдвигает достаточно простую цель: заснять событие. Если задача сложнее, то приходится искать время, организовать сборы для обсуждений, задействовать людей и места для съёмок.

Что приходится делать мне для организации сложных съёмок? Мне нужно написать сценарий, найти людей, расписать дни записи, задействовать реквизит (обычно хватает плана действий), держать всех на связи и в нужный момент начать работу. На самих съёмках всегда мотивировать людей, общаться со всеми на равных. Видеоъёмки могут длиться на протяжении целого месяца! После окончания съёмок, практически сразу начинается пост-продакшн (монтаж). Я решил об этом рассказать, потому что, очень редко заказчик может понять, сколько сил, времени и средств тратится на выполнение работы, а, самое главное, – это всегда уникальный продукт в итоге.

Есть такой пример работы: мы тратим неделю на съёмки, каждый день собираемся, снимаем, выходит значительная сумма расходов, я безукоризненно выполняю поставленные задачи, которые день ото дня меняются. В итоге: хорошо выполненный заказ, но буквально через несколько дней, есть заказ, в котором поставлена такая же задача. Мы его сделали за два-три дня, и это включая пост-продакшн. Всё зависит от заказчика, от времени, которое он уделяет проекту, от его желания, мотивации и логически правильной поставленной задачи.

Также не могу не сказать о комплексах. Идёт приготовление к свадьбе, создают праздничную атмосферу, вдруг дядя звонит и говорит, что они с семьёй не приедут, а он-то "рубаха парень", без него будет скучно. Тут жених загрустил. Дальше невесте сделали причёску, чуть-чуть прогадали и на ветру вся причёска пошла ходуном, невеста в панике. Приезжаем на банкет, там оформление красивое, а не очень красивое, тут уже оба молодожёнов расстроились. Я же это снимаю на камеру, если молодые будут весь свадебный день унывать, то так или иначе я не смогу показать, что свадьба весёлая. Поэтому всё зависит в первую очередь от нас с вами. К сожалению, закомплексованные люди – не редкость: они мнят себя такими красивыми и классными, а потом смотрят себя на видео и предъявляют претензии: "Ой, какая-то я толстая у вас на кадрах! Мне не нравится, надо переснять".

Я снимаю профессионально и могу создать для вас хорошую атмосферу, "округлить" острые углы, мотивировать, но без согласия заказчика на хорошее настроение, ничего не выйдет. Иногда людям не нравится, как они выглядят и каждый должен знать главное: фото и видео отражает мир таким, какой он есть. Людей, которые попадают в кадр, камера отражает такими, какие они есть, мы не добавляем специально вам морщин или не делаем вас полными, также мы не рисуем вам грустную мимику или сигарету в руке. Наша задача: показать только лучшие стороны, найти для вас самое красивое место и лучший ракурс!

Мои заказчики всегда сами активно участвуют не только в процессе съёмок, но и в написании и придумывании самой идеи, я стараюсь активно привлекать людей в творческий процесс, им это самим интересно. Учу заказчиков играть в кадре: только тогда они начинают чувствовать работу, её тяжесть, стараться, становятся настоящими артистами, а это всегда очень заметно в кадре.

Представьте себе детей, которым дали пластилин. Сначала у них в голове – куча идей, они будут лепить, творить что-то, пока им не станет скучно. А потом ты можешь заново привлечь их, показать, какие классные шедевры можно создавать, подсказать хорошие идеи, они "загорятся" этим заново и с удовольствием продолжат свой творческий процесс. Примерно то же самое происходит и с заказчиками, и моя задача – помочь им понять, что они хотят, подсказать и, конечно, реализовать.

Заказчики примерно знают, как можно появиться в кадре, какую принять позу и так далее, но как сделать это ещё лучше – не всегда понимают. Поэтому я думаю, нужно самому серьёзнее браться за дело, иногда соглашаться с заказчиком, но делать по-своему. Ведь в итоге им понравится больше то, как сделаю я, они ещё благодарны будут! (улыбается)

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Сегодня вы можете заказать у меня профессиональную видеосъёмку любых событий, в том числе, и постановочных. Что нас ждёт? Увеличение съёмочной команды. В конце летнего сезона и до нового года планируется переход на 4к формат. Также появится оборудование для съёмок в воздухе и под водой, уже сейчас это возможно сделать посредством gopro камер, дальше – только лучше. Организация своей студии звукозаписи, в которой в дальнейшем будем записывать саундтреки к постановочным видеопроектам. Впрочем, я не буду раскрывать всех секретов, поживём – увидим.

Александр Сарыгин, видеограф

Страница "Вконтакте"

Группа "Вконтакте"

Мобильный телефон: 8-961-725-13-13

Автор: