Испытания самого большого в мире самосвала на "Черниговце"

 5570 
22 Августа 2014, 12:04

Представьте себе трёхэтажный дом. Теперь представьте, что у него есть колёса и он едет. Зрелище наверняка будет странным, но от этого не менее впечатляющим. Примерно так выглядит новый "БелАЗ-75710" – первый в мире опытный образец карьерного самосвала, имеющий грузоподъёмность 450 тонн, из-за чего его даже внесли в заявку для книги рекордов Гиннесса, потеснив немецкий Liebherr, который уступает "БелАЗу" целых 87 тонн. И сейчас этот монстр будет ездить не где-нибудь, а у нас, в Кузбассе, на разрезе "Черниговец".

Дом на колёсах

Конечно, с трёхэтажным домом его роднят только размеры, потому что особых удобств там нет – ни тебе мягкого дивана, ни душевой кабины, ни телевизора, – зато есть очень удобное водительское кресло, а сам "БелАЗ" буквально весь напичкан новейшей электроникой. Хотя, если поднять кузов, появится отличная площадка для того, чтобы позагорать в последнюю неделю лета, однако вряд ли на разрезе "Черниговец" рабочие занимаются именно этим. Несмотря на всю свою технологическую продвинутость, машина всегда остаётся просто машиной, поэтому требует чуткого контроля специалиста, и расслабляться тут некогда. Одно неверное движение – и махина весом в 360 тонн может наломать дров, а не навозить угля.

Для управления самосвалом выбрали самую опытную бригаду разреза, во главе которой – Игорь Грачёв, – человек, с лёгкостью управляющий большегрузными машинами, которые слушаются его, словно львы – дрессировщика. До этого Игорь работал на "БелАЗе" грузоподъёмностью 320 тонн, поэтому новый зверь его абсолютно не пугает. За рулём подобной техники он провёл практически 24 года своей жизни, а теперь он стал первым в мире водителем самого большого самосвала.

– Здесь – сплошная электроника, поэтому такой махиной может управлять всего один человек. Правда, на запуск уходит полторы-две минуты. Всё делается из кабины, – рассказывает Игорь. – Сначала запускаешь двигатели, после – систему электротрансмиссии. И можно двигаться. Конечно, нельзя так просто сесть за руль этого самосвала и поехать. К нам специально приезжали специалисты из Белоруссии, обучали нас вождению и специфике. Во время управления надо успевать смотреть и на дорогу, и на мониторы, и на камеры, которыми он оборудован. Для человека неподготовленного это сложно, но я уже привык. Вообще, с этого момента "БелАЗ" будет работать в круглосуточном режиме: в нашей бригаде – четыре человека, смена каждого – по 12 часов. За одну такую смену можно совершить рейсов 25-30, наверное. Ещё мы присутствовали при сборке самосвала, потому что важно узнать и понимать машину, на которой будешь работать. Так что, если плохо к ней относиться, работать должным образом она не будет: огромная техника требует огромного ухода.

360 тонн лошадиных сил

В принципе, для технического осмотра "БелАЗа" вполне хватает одной бригады, а за его работоспособностью может следить всего один человек: всё отображается на мониторах в кабине. Туда передаётся информация с четырёх камер, – одна впереди, одна сзади и две по бокам, – а также данные с тепловизора, который помогает видеть то, что находится вне поля зрения. К примеру, на таком монстре вполне реально не заметить человека, который стоит перед ним, однако это сделает тот самый тепловизор – красным силуэтом на экране. Кстати, в кабине есть и магнитола с аудосистемой, которую встроили сразу на заводе, чтобы белазистам было нескучно рулить: они могут послушать как радио, так и принести на флешке свою музыку.

Долгий запуск, о котором рассказывал Игорь, обусловлен тем, что это первый самосвал, на котором вместо одного двигателя установлены две силовые установки, и каждая со своим генератором. Обе имеют мощность по 2.535 лошадиных сил, – это, наверное, несколько табунов диких мустангов. Помимо этого, здесь – полный привод, что делает, казалось бы, огромную и неповоротливую машину очень манёвренной. Каждая из четырёх колёсных пар – поворотная, а одно колесо имеет диаметр четыре метра. Все присутствующие на первых испытаниях считали своим священным долгом сфотографировать рядом с одним из этих колёс, но никто не доставал даже до его середины. По словам инженеров-конструкторов, колёса и вызвали больше проблем, ведь нужно было рассчитать всё так, чтобы шины не лопнули и выдержали огромную нагрузку, именно поэтому самосвал имеет столько "ног".

– Это – опытный образец белорусского завода, который нам предложили для испытания на разрезе "Черниговец". Поступил он сюда на железнодорожных вагонах – двадцать шесть платформ грузовых пришло, потому что такая громадная махина не пройдёт ни по одним ж/д путям, – объясняет Сергей Губерт, начальник автоуправления разреза "Черниговец". – Сборка происходила у нас, и на неё потратили чуть более месяца. Собирали его официальные представители белорусского завода, ну а мы, конечно, помогали, но больше наблюдали. Наших технических возможностей хватило, чтобы собрать эту машину в короткий срок. Сейчас она прошла последние испытания, сегодня её запускаем и начинаем испытания, которые будут длиться в течение года.

Разрез, созданный для "БелАЗа"

Если всё будет в порядке (а наверняка так оно и будет), то "БелАЗ-75710" приобретёт своих собратьев. Насчёт мира – неизвестно, но у нас в Кузбассе – точно. Ведь, по словам губернатора Кемеровской области, разрез "Черниговец" хоть и пришлось значительно расширять для этой техники, но он как будто специально для неё и создан.

– Наша область за последние десять лет стала настоящим полигоном для испытания разного рода новой техники. Этот самосвал – гигант, о котором мы мечтали уже очень давно. У него – огромная грузоподъёмность, а раз грузоподъёмность выше, то и техники другой требуется меньше, а значит, производительность тоже выше, расходы – ниже. И, как следствие, себестоимость добычи угля снижается. Как будто природа специально создавала разрез для этого "БелАЗа", – говорит Аман Тулеев. – Но теперь тянется цепочка такая: раз "БелАЗ" большой, то должен быть и большой экскаватор. Мы купили уже один, объём ковша которого – 33,5 кубов. В тандеме они могут за один раз загружать семь железнодорожных вагонов. Надеюсь, испытания этого титана пройдут успешно.

В итоге все присутствующие стали свидетелями того, как огромный "дом на колёсах" двинулся в яму, чтобы выполнить свою первую погрузку. Зрители наблюдали за этим действом с верхней площадки, дул пронизывающий ветер, однако никто не уходил: все ждали, когда же это произойдёт. Внизу туда-сюда сновали другие самосвалы, с высоты похожие на модельки, но, когда появился "новичок", он затмил своим величием всё остальное. Все большегрузные машины с почтением уступали ему дорогу, а он жёлтым пятном нёсся к огромному ковшу экскаватора. И вот, наконец, это свершилось – в девственно чистый кузов "БелАЗа" упали первые куски тёмной, как полярная ночь, породы. Однако это вызвало бурную радость в рядах наблюдающих, ведь этого тут ждали так долго.

По словам Петра Пархомчика, генерального директора ОАО "БелАЗ", в планах уже есть и более "огромные" прототипы – грузоподъёмностью 550 тонн. Но пока что нет такой "лопаты", которая сможет эффективно его загрузить. Зато с 450-тонной машиной всё в порядке – и уже сейчас, в данную минуту, самый большой в мире самосвал наверняка несётся по карьеру "Черниговца" с кузовом, полным угля.

Фото: Александр Патрин

Журналист: Максим Полюдов
БелАЗ испытания карьер разрез самосвал самый большой уголь Черниговец яма
Расскажи друзьям

Соц.сети