"Федералы" vs местные магазины: выбор покупателей

Типичная картина для практически любого российского города: отслуживший свое долгие годы местный продуктовый магазинчик закрывается, а где-нибудь неподалеку открывается магазин формата "у дома". И с каждым годом число торговых точек стремительно растет. Как в такой ситуации ведут себя покупатели и что в новых реалиях делать местным производителям, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Любовь к экономии

Наверняка многие кемеровчане по дороге домой встречают сетевые магазины. Это в полной мере соответствует концепции формата "магазин у дома", которого придерживаются федеральные ритейлеры. Удобное расположение в шаговой доступности от места жительства – первый, но далеко не единственный козырь таких магазинов. И покупатели голосуют за это удобство рублем и, что называется, ногами.

Так, по данным совместного исследования ВЦИОМ и Центра социального проектирования "Платформа", 72% опрошенных россиян большую часть покупок совершают именно в сетевых магазинах. Причем в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках этот показатель еще выше – от 83 до 84% респондентов.

Чем же магазины "у дома" так привлекательны для покупателей? Прежде всего – различными бонусами и скидками. Эти, безусловно, приятные при совершении покупок вещи оказались наиболее значимы для 84% опрошенных россиян. Мелким магазинчикам трудно состязаться с сетевыми ритейлерами в программах лояльности. Ведь даже если они предложат своим клиентам скидки, то действовать те будут только в их торговой точке. В отличие от той же "Пятерочки" с накопительной "Выручай-картой", которой можно рассчитываться за покупки в любом магазине этой сети (в одной только столице Кузбасса их насчитывается более 20).

Еще один интересный результат исследования ВЦИОМ и "Платформы" связан с отношением жителей регионов к экспансии ритейлеров. Вопреки присущему российскому менталитету консерватизму и как минимум настороженности (а чаще – и вовсе негативу) ко всему новому, большинство опрошенных (62%) поддерживают рост числа магазинов "у дома".

Продуктовый патриотизм

Еще одним очень важным для покупателей преимуществом магазинов "у дома" является широкий ассортимент продукции. Важность этого критерия при походе за покупками подчеркнули 81% респондентов все того же исследования ВЦИОМ и "Платформы". "Зажимают местных производителей", – подумают недоброжелатели федеральных торговых сетей и окажутся неправы. Дело в том, что почти половина покупателей (47%) предпочитает приобретать продукты, произведенные непосредственно в их регионе. И ритейлеры не могут с этим не считаться, поэтому поддерживают локальных поставщиков. Итогом их сотрудничества, если вернуться к вышеназванной "Пятерочке", является появление на прилавках большого количества товаров со стопперами "Покупай наше". Так для удобства покупателей обозначаются товары, произведенные в Кемеровской области.

Если же говорить в целом о России, то ассортиментом местной продукции на полках федеральных магазинов довольны чуть более половины (56%) покупателей. А значит, в этом плане у ритейлеров остается пространство для маневра. Например, они могут выделить торговые площади фермерам или предпринимателям. И они охотно идут на контакт. Особенно учитывая отток покупателей с их традиционных каналов сбыта, – продуктовых рынков и местных магазинчиков. К слову, потребители уже показали свое положительное отношение к этой идее. Ее поддержали 39% респондентов.

И в завершение хочется сказать следующее. В последние пять лет федеральные сети находятся, что называется, на марше. Очевидно, что проникновение магазинов "у дома" крупных сетей в регионы изменило рынок. И почти половине (44%) россиян перемены пришлись по душе. Особенно рост ассортимента в целом и наличие отечественной продукции на полках, в частности. И, конечно же, разнообразие акций, скидок и персональных предложений. Учитывая грандиозные планы ритейлеров на будущее (одна только "Пятерочка" планирует увеличить свое присутствие в Кузбассе до 200 магазинов), то ли еще будет.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle