Кемеровская мэрия оставит водителей без пенсии?

"Кемеровская транспортная компания", обслуживающая порядка 30 процентов всех автобусных перевозок в Кемерове, признана банкротом. Причиной тому долг в 79 миллионов рублей. В том числе почти 39 миллионов предприятие, по сути, задолжало своим работникам, которые теперь могут лишиться части пенсии. Подробности громкого банкротства муниципального предприятия выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Перед бюджетом и людьми

Общая кредиторская задолженность кемеровского предприятия-перевозчика ОАО "Кемеровская транспортная компания" на момент объявления его банкротом составила 79,097 миллиона 246 рублей 3 копейки. Причем подавляющую часть этой задолженности составляют долги по так называемым обязательным платежам: налогам, взносам на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное медицинское страхование. И, разумеется, пеня за то, что предприятие не внесло в положенный срок эти платежи.

Так, по пенсионному страхованию транспортники задолжали 29,547 миллиона рублей. 5,323 миллиона – за обязательное медицинское страхование. Плюс к этому пеня по ОМС составила 2,933 миллиона рублей.

Налоговые долги не дотягивают до этого уровня. Так, арбитражный суд Кемеровской области утвердил задолженность по налогам в 34,657 миллиона рублей. Или на три с лишним миллиона меньше, чем "долги перед работниками", поскольку деньги в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования – это средства, которые, предполагается, может потратить (или получить) конкретный человек. По сути заработавший право на ту же пенсию.

Но увы, в случае с КТК его работники не смогут претендовать на пенсию (когда настанет срок выхода на заслуженный отдых) в полном объеме по единственной причине – бывший работодатель не перечислил положенные им деньги в счет пенсии.

Субсидии не помогают?

Предполагается, что конкурсное производство вводится на предприятии-банкроте как раз для того, чтобы назначенный судом конкурсный управляющий сформировал конкурсную же массу. Говоря иначе, собрал все имущество предприятия и направил его в счет погашения кредиторской задолженности.

Однако в случае с "Кемеровской транспортной компанией", которая, по сути, является не частным, а муниципальным предприятием – в качестве учредителя КТК выступает комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации города Кемерово – речь о формировании конкурсной массы для погашения хотя бы части кредиторской задолженности идти не может.

Дело в том, что у предприятия практически нет имущества. По крайней мере, заместитель главы города Кемерова Татьяна Ананьина, на вопрос "Есть ли какое-то имущество у КТК?" коротко ответила "Нет!".

Как выяснилось, автотранспортный парк КТК – 147 автобусов, указанных на сайте предприятия, – это собственность муниципалитета, а вовсе не банкрота. Так что КТК и расплачиваться – ни с бюджетом, ни с работниками – просто нечем.

Хотя, справедливости ради стоит отметить, что, как рассказал корреспонденту VSE42.Ru глава Кемерова Илья Середюк, не только КТК должна, но и ей тоже должны. В том смысле, что у предприятия есть якобы дебиторская задолженность. Но, судя по всему, размеры ее ничтожны. Так что погасить кредиторку за счет дебиторки, видимо, не вариант.

Хотя в этой ситуации возникает вполне резонный вопрос: каким образом случилось так, что транспортное предприятие накопило столь крупную кредиторскую задолженность? Казалось бы, есть утвержденная стоимость проезда, которая так или иначе имеет экономическое обоснование. Те льготники, что не платят за проезд в общественном транспорте, ездят на деле не бесплатно. За них предприятию-перевозчику должен платить бюджет – местный или областной. В зависимости от того, муниципальный ли это льготник или региональный.

Должен платить, но вот платит ли на самом деле? Или эти расходы ложатся на убытки предприятия?

Как утверждает Илья Середюк, ежегодно размер такой субсидии составляет порядка 500-600 миллионов рублей. В эти же цифры, видимо, входят и так называемые дни бесплатного проезда, какой, например, был в минувшую пятницу, 26 января, когда в Кузбассе отмечался 75-летний юбилей Кемеровской области. В этот день по распоряжению Амана Тулеева, не только кемеровчане, но и жители всей области могли проехать на общественном транспорте бесплатно. Что, конечно, приятно для пассажира, но вот насколько окупаются расходы транспортников в подобных случаях – вопрос открытый.

Под разными масками…

Но если бюджет платит по счетам, тогда почему же транспортное предприятие, осуществляющее в Кемерове 30 процентов перевозок общественного транспорта, все-таки банкротится? И почему по его обязательствам, например, не отвечает учредитель – муниципалитет в лице КУМИ.

По большому счету, как видится, правоохранительные органы вполне могли бы проявить интерес к КТК на предмет преднамеренного банкротства. Ведь если все платят, хозяйственная деятельность ведется так или иначе, то почему же случается банкротство? Причем, не единожды. По крайней мере, предшественники КТК, которые также работали на муниципальном транспорте, когда-то "почили в бозе". То же небезызвестное ПАТП-3.

При этом вот какой интересный факт: прежнее ПАТП-3 находилось по тому же адресу, что и нынешнее КТК. Более того, 5 июня 2017 года КУМИ учредил еще одно предприятие – полного тезку КТК, только вместо ОАО у вновь созданной "Кемеровской транспортной компании" в полном наименовании стоит Акционерное общество – то есть АО.

И новое предприятие также находится по адресу ПАТП-3-КТК – Кемерово, Волгоградская, 51. Более того, и главный актив – автобусы – все те же и все там же. По тому же адресу. То есть не меняется ничего, кроме юридических лиц.

Кстати, судебное решение о банкротстве КТК было принято 25 января, а новое КТК возникло за полгода до этого. Как минимум, странное совпадение. Столь же странное, как и то, что сейчас маршруты, на которых работали автобусы предприятия-банкрота должны быть "отыграны" в ближайшее время, чтобы другой перевозчик мог продолжить возить кемеровчан из дома на работу и обратно. Как сообщила Татьяна Ананьина, этим перевозчиком должна стать как раз АО "Кемеровская транспортная компания".

– 26 числа (января – прим. ред.) размещен план закупок. Перевозки, которые осуществлял КТК – и мы предполагаем, что по ПАТП-1 будет вынесено такое же решение о введении конкурсного производства, – поэтому сформированы лоты и объявлены конкурсные процедуры, – сказала замглавы Кемерова.

Получается, что в городской администрации заранее знали, что на ОАО "КТК" сложится ситуация, когда банкротство будет неизбежно. Вот собственно потому и могли бы правоохранители заинтересоваться обстоятельствами этого банкротства.

Тем более, что как признает Ананьина, на подходе еще одно дело о финансовой несостоятельности другого крупного кемеровского перевозчика, который также учрежден муниципалитетом. Речь идет о кемеровском ПАТП-1, где была в июне 2017 года введена процедура наблюдения за кредиторской задолженностью в почти 3 миллиона рублей.

Вместо послесловия. Ситуация с транспортными предприятиями в Кемерове выглядит странно. Получается, что муниципалитет учреждает юрлицо и передает ему в пользование транспорт. Затем это юрлицо накапливает долги перед бюджетом в виде неуплаченных налогов и перед работниками в виде неуплаченных обязательных платежей. Когда ситуация становится неприличной, предприятие банкротится, а транспорт вновь возвращается в муниципалитет – под будущее новое юрлицо.

Кстати, по словам Татьяны Ананьиной, на Кемеровской транспортной компании работает порядка 500 человек. Если почти 30 миллионов рублей, не поступивших в счет пенсионных накоплений работников, разделить между ними, то получится, что каждый недополучит к пенсии по 60 тысяч рублей. Говоря иначе, каждый работник лишится в будущем пенсии на 6-7 месяцев. Ну и, конечно, без медицинской помощи в рамках ОМС.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Игорь Рожков
Комментарии для сайта Cackle