Наземное метро в Кемерове: начало

 5664 
06 Марта 2017, 12:53

Строительство трамвайного разворотного кольца на пересечении улиц Ракитянского и Антипова, которое позволит оптимизировать работу трамвайного маршрута №10, намечено на 2018 г. Его появление увеличит пассажирские перевозки, а также частично решит проблему с общественным транспортом для жителей Кировского и Рудничного районов, которым в часы пик приходится добираться до пунктов назначения в переполненных автобусах и маршрутных такси. Корреспондент сайта VSE42.RU попытался прояснить перспективы развития транспортной сети Кемерова и обратился за комментариями к представителям муниципальных и частных транспортных предприятий.

Закольцованный трамвай

Более 50% общедоступных перевозок в столице Кузбасса приходится на электротранспорт. Из них 1/3 – троллейбусы и 2/3 – трамваи. В частности, маршрут трамвая №10 остается одним из самых востребованных горожанами и особенно жителями Рудничного района. Необходимость оптимизации маршрутов назрела давно. Пассажиропотоки в городе меняются. 65% пассажиров электротранспорта – это льготные категории граждан, проезд которых доплачивается из бюджета разных уровней. В настоящее время финансовая ситуация очень сложная, и транспортники вынуждены пересматривать свою структуру. Они ищут возможности для перевозки большего потока горожан и дополнительного привлечения "платных пассажиров".

Если говорить о трамвайном маршруте №10, то пассажиропоток на разных его участках отличается. Например, между конечной остановкой "Шахта Северная" и остановкой "Улица Ракитянского" пассажирский трафик низкий. А далее начинаются отрезки пути, где трамвай востребован очень большим количеством пассажиров, и как раз здесь имеющихся мощностей не хватает. Ситуацию подробно прокомментировал руководитель пресс-службы Кемеровской электротранспортной компании Максим Гончаренко:

"На маршруте уже достигнуто максимальное насыщение трамвайными вагонами, и наша компания поставлена перед необходимостью оптимизировать работу. В планах КЭТК строительство трамвайного разворотного кольца на пересечении улицы Ракитянского и улицы Антипова. Важно отметить, что появление разворотного кольца позволит частично сократить 10-й маршрут, что станет эквивалентно вводу на маршрут еще четырех вагонов. Кольцо позволит увеличить перевозки интенсивным путём – сократит интервал движения вагонов за счет "разгруппировки" маршрута (то есть часть трамваев будет идти по укороченному маршруту)".

На трамвае с ветерком

Данный проект был сформулирован в 2008-2009 гг. Как только стало понятно, что Рудничный район будет застраиваться дальше, КЭТК поставила перед городскими властями вопрос о строительстве разворотного кольца. Специалисты доказали его эффективность расчётами. Так, по словам Максима Гончаренко, строительство этого объекта обойдется в сумму порядка 18 млн руб. В то время как приобретение четырех дополнительных трамвайных вагонов потребует минимум 48 млн руб. Сюда следует прибавить постоянные текущие затраты на дополнительную тяговую электроэнергию и зарплату экипажам. Компания готова построить кольцо и надеется, что работы начнутся в 2018 г. Но решающее слово остается за городскими властями.

За счет строительства кольца не только увеличится финансовая отдача от маршрута. Перевозки станут более комфортными, интервал движения трамваев сократится с 6 до 4 минут. А это интервал, характерный для поездов метрополитена.

Максим Гончаренко рассказал корреспонденту сайта VSE42.RU и о других весьма впечатляющих проектах развития и модернизации 10-го трамвайного маршрута, обслуживающего проблемный с точки зрения пассажирских перевозок Рудничный район:

"Если осуществить еще ряд наших предложений по улучшению инфраструктуры 10-го трамвайного маршрута, то он вполне может стать первой очередью скоростного трамвая в Кемерово, наземным метро. Для этого необходимо на некоторых участках проспекта Шахтёров и проспекта Ленина обособить трамвайные пути от автомобильной проезжей части, а также предоставить трамваю преимущественное право движения на перекрестках. Такие схемы уже работают в Москве и внедряются в Екатеринбурге".

Кемеровская электротранспортная компания неслучайно уделяет особое внимание развитию трамвая. Нарастающая автомобилизация приводит к затруднению движения, порой ставит город на грань транспортного коллапса. В этой ситуации очевидно, что трамвай выигрывает – он может двигаться, когда автомобили, автобусы и троллейбусы стоят. Появление разворотного транспортного кольца позволит сохранить и сделать гораздо интенсивней транспортную мобильность граждан. Строительство этого объекта даст возможность более комфортного и удобного передвижения по городу. И хотя предложения КЭТК способны вывести трамвайные перевозки в Кемерове на более высокий уровень с технологической точки зрения, пока все это остается только в планах.

От ПАЗиков не откажутся

Другой сегмент транспортного рынка – частники, которые не могут рассчитывать на стороннее финансирование своего бизнеса. Они выживают, исходя из реальной конъюнктуры рынка. Основная проблема, которая тормозит качественное развитие коммерческого транспорта – низкая стоимость проезда. Один из владельцев "гаража" маршруток на условиях анонимности дал комментарий корреспонденту сайта VSE42.RU:

"Сегодня выручка позволяет окупить затраты только на текущий ремонт и топливо, едва компенсируя издержки перевозок. Низкая стоимость проезда не позволяет достигнуть желаемой прибыльности. К тому же за последние 1,5-2 года заметно выросли цены на запчасти. Это заметно препятствует развитию бизнеса. Я даже не говорю о нехватке квалифицированных кадров, вызванной дороговизной обучения на получение водительского удостоверения категории D".

На вопрос о возможности введения в эксплуатацию "больших" автобусов, наш собеседник возразил: "Если рассматривать идею отказа от ПАЗиков в пользу многоместных автобусов, то это, на мой взгляд, не улучшит ситуацию ни для транспортников, ни для пассажиров. Здесь решающую роль играет то, что Кемерово – город с небольшой численностью населения. Большой автобус потребляет много топлива, обслуживать его дорого, а достаточное количество пассажиров можно набрать только утром и вечером. В дневное время он передвигается пустой. Перевозки выгодны только в часы пик. Средние автобусы – это идеальный вариант. К тому же личного транспорта становится все больше, а пассажиров общественного транспорта все меньше. Необходима оптимизация, связанная с сокращением как машин, так и маршрутов".

Здесь очевидно столкновение интересов перевозчиков и пассажиров. С одной стороны увеличение стоимости проезда могло бы сократить убытки частных перевозчиков в те часы, когда пассажиров становится мало. С другой – повышение тарифа на проезд всегда вызывает бурю негодования граждан. Ситуация с длинномерными автобусами также двоякая. Дорогие в обслуживании, они помогут снизить загруженность дорог (в частности в часы пик уменьшить пробки на мосту), сократить количество аварий, которые часто провоцируют юркие, а порой "наглые" ПАЗики.

Городской транспорт: неизбежная оптимизация?

По данным Управления единого заказчика транспортных услуг, показатель количества транспорта на тысячу человек в г. Кемерово один из самых высоких в Сибирском регионе. Мы попросили прокомментировать ситуацию с нехваткой транспорта в Рудничном районе директора УЕЗТУ Дмитрия Кузнецова:

"Удовлетворенность спроса на транспортные услуги оценивается целым рядом признаков. С одной стороны, пассажирского транспорта в нашем городе достаточно. С другой стороны, если анализировать его структуру и действующую маршрутную сеть, мы видим, что имеется много дублирующих маршрутов. С данной сложностью и сталкивается Радуга. Это говорит о том, что необходима оптимизация городской маршрутной сети. У нас есть четкое понимание, как ее осуществить. Правда, это перспектива не одного года. Здесь требуются масштабные преобразования. Альтернативные схемы организации движения с перераспределением транспорта уже в стадии разработки".

Очевидно, что необходимость реформирования транспортной сети столицы Кузбасса стоит остро. Каждый участник транспортного рынка осознает ее. Ясно и то, что проблема финансов как всегда остается константой в этом сложном уравнении с множеством переменных. И если представители КЭТК ищут пути по решению проблемы и делятся с жителями Кемерова весьма впечатляющими проектами, то директор УЕЗТУ не дает никакой конкретики. Дмитрий Кузнецов оставил нам лишь надежду на то, что за его словами кроются реальные действия. И если "оптимизация городской маршрутной сети – перспектива не одного года", то жителям города Кемерово, страдающим от недостатков в работе общественного транспорта, остается лишь запастись терпением.

Фото: google.image

Журналист: Анастасия Ландо
Кемерово маршрутки пробки трамваи транспорт
Расскажи друзьям

Соц.сети