Власти Ленинска-Кузнецкого за шесть лет не смогли найти инвесторов, готовых вложиться в открытие новых производств. По версии чиновников, главная причина этого – экономический кризис. В результате областной инвестсовет закрыл городскую зону экономического благоприятствования (ЗЭБ).
Очередное заседание Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области (инвестсовет), состоявшееся в четверг, закончилось в том числе закрытием одной из ЗЭБов – Северная промзона в Ленинске-Кузнецком.
ЗЭБ в Ленинске-Кузнецком, предполагающая льготное налогообложение для ее резидентов, была создана в 2010-м сроком на 5 лет, а в прошлом году инвестсовет продлил ее работу на год. На работу в рамках Северной промзоны заявилось всего два крупных инвестора. При этом один из них свой проект так и не реализовал.
Как рассказала членам инвестсовета директор Фонда поддержки малого предпринимательства Ленинска-Кузнецкого (управляющая организация ЗЭБ) Оксана Линкина, причиной явной неудачи стимулирования потенциальных инвесторов стал экономический кризис.
"К сожалению, предприятия значительно сократили свою инвестактивность в связи со сложной экономической ситуацией. В том числе снижение спроса на выпускаемую продукции, колебание цен, а также возникновение задержек при расчетах за отгруженную продукцию", – отметила Оксана Линкина.
Она также сказала, что "несмотря на проделанную работу, нам не удалось привлечь новых инвесторов, новых участников, резидентов. Как уже сказали, у нас в настоящий момент всего два резидента – это ООО "СибЭкоПром-Н" и "Транспортные системы".
При этом предприятие "Транспортные системы", специализацией которого является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, опять же в связи со сложившейся экономической ситуацией "изменило срок реализации инвестиционного проекта по строительству завода. Они перенесли его на 2020 год".
Держать Северную промзону в режиме холостого ожидания члены инвестсовета, видимо, решили нелогичным и "прекратили ее действие".
Как отметил на заседании инвестсовета исполняющий обязанности первого замгубернатора Владимир Чернов, в целом "в городе устойчивое социально-экономическое положение", но причиной тому работа предприятий угольной отрасли. То есть жители Ленинска-Кузнецкого практически полностью зависят от конъюнктуры мирового рынка угля. В связи с этим, Чернов отметил, что все-таки не стоит отказываться от попыток диверсифицировать экономику города. Однако что именно можно сделать для этого, пока не вполне понятно.
На фоне нерадостной ликвидации ЗЭБ в Ленинске-Кузнецком особенно позитивной выглядит новость о том, что в свежеиспеченной ТОР в Анжеро-Судженске появился-таки новый резидент – ООО "Анжеро-Судженский мелькомбинат", который будет реализовывать проект "Организация производства по переработке продовольственной пшеницы".
Правда, объем инвестиций здесь чисто символический – всего порядка 25 миллионов рублей (при том, что аналогичный проект на другом кузбасском предприятии "выскочил" за миллиард рублей). Однако ж в перспективе проект может оказаться достаточно значимым для города.
Столь низкая стоимость запуска мукомольного производства объясняется тем, что вся инфраструктура и необходимое оборудование уже есть. Как сообщил Владимир Чернов, новое производство создается на базе обанкротившегося элеватора. Его мощность составит 300 тонн муки в сутки. При этом часть кузбасской продукции планируется поставлять в Китай.
В свою очередь, директор Анжеро-Судженского мелькомбината Татьяна Сотникова рассказала, что на 25 миллионов рублей запланированных инвестиций будет приобретена швейцарская фасовочная линия и автомобиль для доставки зерна на предприятие.
"Линия позволяет фасовать муку в тару от 2 до 25 килограммов. Последний вариант наиболее востребован на рынке Китая, с представителями которого в настоящее время мы ведем переговоры. Кроме того, новое оборудование обеспечивает еще и просеивание уже готовой муки", – сказала Татьяна Сотникова.
Инвестор проекта Олег Сотников уточнил корреспонденту VSE42.Ru, что производство муки планируется запустить уже со второго квартала 2017 года.
"Первое время мы будем перерабатывать от одной до двух тысяч тонн зерна в квартал. Учитывая мощность производства, будем его запускать на 5-10 дней. При этом порядка 200 тонн полученной муки планируем продавать в Кемеровской области. Остальную продукцию будем поставлять в Хабаровск, по северному завозу в Якутию и в Китай", – сказал Олег Сотников.
По его словам, потребность в кузбасской муке в том же Хабаровске объясняется отсутствием там муки местного производства.
"Мы будем производить муку третьего класса. Причем полностью из зерна местных сельхозпроизводителей. Собственно говоря, именно для этого и покупаем автомобиль, чтобы можно было доставлять зерно без проблем", – сказал Олег Сотников.
Одновременно с развитием мукомольного производства предполагается увеличивать долю анжерской продукции, которая будет продаваться на рынке Кемеровской области, при этом планируется несколько снизить стоимость муки за счет сокращения логистической составляющей.
Еще одно предприятие в Анжеро-Судженске, которое, вопреки пессимистическим прогнозам, все-таки может заработать – "Анжерский фанерный комбинат"(АФК). Несмотря на то, что предприятие было заложено еще в 2008 году, оно до сих пор так и не вышло на рынок. Более того, в настоящее время еще не построенный комбинат может стать банкротом и уйти с молотка. Что, как подчеркнул Владимир Чернов, крайней нежелательно.
"Хотелось бы избежать конкурсного производства, потому что это может занять много времени, года два, например. Лучше, конечно, выйти на оздоровление", – сказал и.о. первого замгубернатора. В настоящее время в арбитражном суде рассматриваются иски от инвесторов строительства АФК, в том числе польского бизнеса, в частности банка Mbanks S.A.
Для того, чтобы все-таки закрыть вопрос с финансовыми претензиями со стороны кредиторов, областные власти уже достаточно долго ищут потенциального инвестора. Причем из Кузбасса. Однако до недавнего времени таковых не было. Возможно, сложности поиска инвестора объясняются стоимостью строительства. Общая его стоимость оценивалась в сумму до 80 миллионов евро, а вложено уже чуть более половины этой суммы. Тем не менее, по словам Чернова, эти поиски в ближайшем будущем могут успешно завершиться, поскольку претендент на АФК уже найден.
"Мы сейчас пытаемся выстроить диалог (с инвестором – прим.ред.) Думаю, в середине января (2017 года будут достигнуты необходимые договоренности – прим.ред.). В том числе как-то урегулировать ситуацию с польской стороной", – сказал Владимир Чернов, предположив, что неназванная кузбасская компания может расплатиться по долгам АФК со значительным дисконтом.
Кроме того, областной чиновник уточнил, что, в случае достижения договоренностей с потенциальным инвестором, понадобится около года, чтобы завершить строительство фанерного комбината. То есть в начале 2018 года можно рассчитывать на первую партию анжерской фанеры.