Когда кто-то в два часа ночи с диким рёвом и визгом крутит жука у вас под окнами – это не автоспорт. Когда две мощные иномарки срываются со светофора и летят быстрее ветра по проспекту – это тоже не автоспорт. Даже наклеивание двух полосок себе на машину не имеет ничего общего с автоспортом. Всё это, скорее, баловство, а в большинстве случаев – ещё и незаконное.
Но если раньше тем, кого лошадиные силы толкали в бой на каждом перекрёстке, а задний привод манил зайти боком в поворот, было некуда деваться, то сейчас для таких стритрейсеров появился цивилизованный способ усмирить свою жажду скорости – специально предназначенное для этого место, которое (при должном отношении) уже в ближайшем будущем может стать настоящим украшением Кузбасса.
Корреспонденты VSЁ42 встретились с человеком, который знает о Кузбасском автодроме практически всё, потому что был одним из авторов этого проекта и с самого первого дня стал его неотъемлемой частью и движущей силой. Технический директор трека Пётр Лобанов рассказал нам об истории его появления, проблемах с финансированием и посетителями, развитии автоспортивной культуры в Кузбассе, а также о будущем автодрома.
Поскольку такой большой проект осилить в одиночку просто невозможно, я попытался заразить темой гонок и различных автоспортивных мероприятий других людей: сначала это заинтересовало моего двоюродного брата, а после этого – одного влиятельного человека. Основная идея заключалась в том, что нам было необходимо убрать людей с городских улиц на трек.
Но перед тем как это сделать, нам предстояло решить огромное количество вопросов. Прежде всего необходимо было найти и заинтересовать инвесторов. На первом этапе в качестве таковых выступала компания "СДС", но через какое-то время они решили отойти от этого проекта. Мы не сдавались, тема не угасала, и нам удалось-таки найти новых инвесторов, которые по сегодняшний день пытаются что-то доделать, построить.
Ещё один непростой вопрос – вопрос места. Всё-таки речь идёт о большом участке земли, к тому же пригодном для строительства гоночного трека. Изначально планировали выкупить землю в районе старого аэропорта и построить трек там, но не удалось договориться по цене, поэтому выбрали вот это место, рядом с городом Топки. Отлично помню время, когда здесь ещё было болото, росли берёзки и сосны, а трек был только в фантазиях. Было это не так уж и давно – в 2012 году.
Далее мы пошли по вектору максимального удешевления. Поэтому проект нам делал не модный и популярный нынче Герман Тильке, а знаменитый гонщик советских времён Михаил Горбачёв, у которого есть своя проектировочная школа. Посмотрели, как это сделано в Москве, Подмосковье, Казани, и примерно то же самое пытаемся воплотить здесь. Мне, кстати, тоже довелось поучаствовать в доработке проекта: шиканы, например, здесь не должно было быть, поребрики тоже я ставил.
На тот момент я уже много лет ездил в Красноярске, оставлял там машину, но, конечно, хотелось "кольцо" под боком, потому что устал постоянно мотаться. Едешь на какое-нибудь соревнование и пропадаешь там дней на пять. Потом родился ребёнок, и кататься так далеко стало неудобно. Вот и заразил людей этой идеей – началась глобальная стройка.
Касательно готовности объекта есть разные взгляды: инвесторы считают, что всё готово на восемьдесят процентов, по моему же мнению, автодром достроен только на сорок. Не хватает второй очереди – около километра. С её появлением трек станет уникальным: он будет иметь большой перепад высоты, множество поворотов, высоченные скорости. К тому же у нас появится в районе восьми конфигураций для дрифта и шести конфигураций – для Time Аttack.
Но для всего этого необходимо финансирование. А инвесторов у нас найти сложно, потому что это нечто новое для нашего региона, и никто не понимает, как на этом зарабатывать деньги. Когда "кольцо" только начинало строиться, было много разговоров о том, что это опять отмывание денег, очередной политический ход, подобно ситуации в Новосибирске, когда Тильке за много миллионов нарисовал проект, была выбрана земля, сделан ландшафт, а потом всё застопорилось, и в итоге стадия завершения работ там сейчас – нулевая.
Нам же осталось лишь достроить вторую очередь, инфраструктуру, ещё как минимум две трибуны, хорошее кафе с видом на трек и материально-техническую базу, где мы будем обслуживать автомобили, которые будут сдаваться в прокат, а также доставить карты и спецтехнику, следящую за состоянием трека. Чистящая трек машина, кстати, у нас должна появиться уже на днях.
Мы хотим открыть ещё и мотоциклетную школу, потому что есть люди, которые хотят заниматься с учениками, и обучать их езде на двухколёсной технике.
По моему мнению, ажиотажа вокруг "кольца" однозначно не будет. Дрифтеры сюда, скорее всего, не поедут, потому что на сегодняшний день у нас есть Красновка, где они варятся в своём котле, в своей тусовке их считают лучшими, и всё отлично. Когда они приезжают к нам на трек, то проехать и показать какой-то серьёзный уровень не могут. Потому что это совершенно другая ступень: нужно научиться управлять автомобилем, понять, что такое траектория, центр тяжести и прочие нюансы. И, само собой, когда у них что-то не получается, они больше не приезжают: зачем, если в своей тусовке они – короли?
Следующая категория – это владельцы дорогих спортивных автомобилей. Ситуация здесь схожая. У человека есть крутая тачка, да и вообще, всё круто: все знакомые считают, что он – хороший гонщик, едва ли не лучший из лучших. Но потом он приезжает сюда, и оказывается, что на настоящем гоночном треке он едет хуже, чем обычный парень на каком-нибудь Chevrolet Lacetti.
Если смотреть в общей массе, то нужно это единицам. Но единицы – это в процентном соотношении, а если эти проценты перевести на количество людей, то всё-таки получается достаточно большая группа. И давайте также не забывать, что Кемерово находится в лучшем географическом положении, нежели Красноярск, а за Уралом, кроме нашего города, "кольцо" есть только там. При этом по качеству трека наш автодром не уступает даже Казани.
У нас рядом Новосибирск, Томск, не так далеко Омск. И люди из этих городов готовы приезжать на наш трек. Я думаю, что в скором времени появится хорошая и дружная компания, которая, в свою очередь, подтянет на трек своих друзей, родственников и всех остальных. У парней начинает появляться понимание того, что они не зря вкладывали деньги в свой автомобиль, у них появляется какая-то цель. И так, шаг за шагом, кто-то из этих ребят вполне может стать профессиональным гонщиком.
А для того чтобы наш трек стал востребован массово, надо начинать прививать культуру автоспорта, культуру автотюнинга. На данный момент у нас лучшими доработками считается установка девятнадцатого хрома на машину, широкой резины, каких-то непонятных обвесов, китайских турбин…
Да нашему народу культуру надо привить вообще в целом. И когда они поймут, что неприлично и неправильно носиться на своей машине по городу, нужно уважать других участников движения, когда мы увидим их на треке, а не на нелегальных ночных гонках, только тогда и можно будет говорить о привитии какой-то автоспортивной культуры. Погоняв на треке, ты уже не будешь гонять в городе, потому что тебе просто это не будет нужно: весь адреналин остался на "кольце".
В новом сезоне на "кольце" пройдут сразу несколько очень интересных соревнований, которые, надеюсь, подтянут новых людей, заинтересуют кого-то. Будут любительские серии Time Attack, попытаемся провести дрифт-мероприятие, хотя это очень сложно: пилотов у нас мало, машин дрифтовых – тоже немного, да и люди у нас боятся, как это ни странно, выезжать с улицы на трек. Возможно, боятся как раз, что что-то не получится, что кто-то о них плохо подумает, усомнится в их уровне.
В июле будет крупное мероприятие – заезды GT4 и мотогонки серии Stock Open, в этот же уикенд пройдёт и Time Attack. В августе на нашем автодроме состоится один из этапов "RDS Сибирь". Я думаю, это будет крайне интересное шоу, потому что трек – очень скоростной, до этого пилоты на таких быстрых треках не ездили. Думаю, что борьба будет очень и очень зрелищной. Но я бы посоветовал приехать пилотам заранее и потренироваться, потому что в противном случае на треке, по итогам соревнований, могут остаться единицы.
Что до планов, то их, конечно, много. Например, мы хотим развить собственную серию мотогонок, отличную от Красноярска, чтобы подтягивать сюда участников из других городов Сибири. Связано это с тем, что многим пилотам неудобно ездить в Красноярск, поэтому делать совместную серию не имеет смысла.
Для этого необязательно ждать стопроцентного завершения строительства, которое, наверное, не удастся закончить никогда, потому что даже в Красноярске на сегодняшний день построена лишь половина из запланированного. Если у нас будет построено столько же, то у нас будет трек высочайшего уровня, и я думаю, что мы увидим на нём выступления машин с открытыми колёсами – "Формула-Россия", – а также выступления участников RTCC и других всероссийских соревнований.
Трек уже на сегодняшний день позволяет проводить такие мероприятия, но пока нас держит лишь недостроенная инфраструктура: нужно больше трибун, гаражей, обеспечить комфорт для зрителей и так далее. Ну и, конечно, хочется открыть школу картинга. Картинг – это основа автоспорта, и мы тем самым будем взращивать гонщиков, механиков, инженеров с самого маленького возраста, которым уже не надо будет прививать культуру автоспорта: они и сами будут прекрасно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.