В СССР секса, как известно, не было. По крайней мере, на телевидении. Он был скрыт от посторонних глаз. Сегодня в существовании секса не приходится сомневаться: он смело шагнул из своего укрытия в парки, на телеэкраны и даже в залы групповых занятий по повышению сексуального мастерства.
"Кошмар!" – сокрушается старшее поколение. "Круто!" – сопротивляется ему молодежь. Так все-таки, это мы стареем или границы норм приличия трещат по швам? Ответить на этот вопрос попытался корреспондент VSE42.Ru.
Рассказать о том, какое место занимает секс в современном обществе, мы попросили врача-сексолога, заведующего центром сексологии и репродуктологии Кемеровской областной клинической больницы Олега Яценко.
– Олег Константинович, начнем с азов. Сексолог и сексопатолог – к кому и по какому поводу обращаться?
– В современном понимании сексопатолог – это "судебный" человек, занимающийся экспертизой поведения преступлений. В этой сфере я работал больше 20 лет. Раньше все были сексопатологи. А после 1991 года нас начали подводить под европейские стандарты: невропатологов заменили на неврологов, а сексопатологов на сексологов. В то время многие (в том числе и я) вступили в мировую ассоциацию сексологов, находящуюся в США. Со временем, правда, я из этой политизированной организации вышел.
С 1999 года в медицине существует отдельная специальность – "врач-сексолог". Врач-сексолог обязан иметь высшее медицинское и базовое психиатрическое либо эндокринологическое образование. Также врач-сексолог обязан иметь действующий сертификат, обновлять его каждые пять лет, проходя обучение в медицинской академии последипломного образования, сдавать квалификационные экзамены и иметь отдельную медицинскую лицензию на вид деятельности в сфере сексологии.
В нашем регионе различные приемы ведут так называемые психотерапевты, психологи-сексологи. Но здесь есть большая разница: врач имеет юридическое право не только выслушать, но и лечить. Только врач-сексолог знает и норму, и патологию, может определить, здоров пациент или нет, может учитывать фактор как психического, так и физического здоровья.
Если говорить о спектре проблем, с которыми работает врач-сексолог, то он широк: семейные и сексуальные дисгармонии, выбор сексуального партнера, секс до и после родов, переходный возраст, сексуальная ориентация, отклонение в половом поведении, сексуальные расстройства (снижение и повышение сексуального влечения), ускоренная и задержанная эякуляция, эректильная дисфункция, аноргазмия, вагинизм и другое.
– Многие вещи, которые еще несколько лет назад казались постыдными, сегодня принимаются почти как норма. Например, мало кого смущают объятия и поцелуи на улице, да и половые акты и сексуальные игры на пляже и других неуединенных местах уже почти считаются личным делом. Понятие нормы и патологии в такой тонкой сфере, как секс, претерпевает изменения? Что сейчас норма?
– Известна такая фраза: "Западная антикультура через секс и порнографию, как тараном, ударила по нашей русской культуре и нанесла ей непоправимый вред". 90-е годы принесли то, что мы имеем сейчас. Население России разделяется на группы по эрудиции, интеллекту, тяге к знаниям. Большая часть сохранившейся интеллигенции, конечно, будет считать вульгарным все, что хоть немного связано с отсутствием красоты интимности. Сладострастие разрушает человеческую личность, как алкоголизм. К этому можно относиться по-разному, но многое сегодня подвержено моде, господству определенных веяний и стереотипов. А мода – штука очень коварная.
Понятие же "сексуальная норма" имеет определенную условность, поскольку в обществе существует диапазон мнений относительно приемлемости сексуальных практик. Например, в среде современной молодежи приемлемыми считаются мастурбация, физиологический половой акт и гетеросексуальные анально-генитальные контакты, но нормативность анально-генитальных контактов является сомнительной, несмотря на их широкое распространение. То же можно сказать и о гомосексуальных отношениях, которые в западной культуре и обществе сегодня не считаются отклонением от нормы, а в других культурах, как правило религиозных, подвергаются осуждению и даже преследованию.
– Так, на фоне европейской толерантности гомосексуализм – это все-таки патология или нет? Как обстоят дела с этим у нас, в Кузбассе?
– По статистике (а статистика – дама неумолимая) не может быть так много гомосексуалистов. Совсем недавно в Кузбассе жило 3,5 миллиона человек. На один миллион приходился один транссексуал и 3-4% гомосексуалистов. Их когда-то уничтожили вместе с шизофрениками. Но популяция-то восстанавливается. Откуда они появились в таком количестве – большой вопрос. Как мы к ним относимся? Как к заболеванию, отклонению. Но если оно сопровождается демонстративным антисоциальным поведением, то это еще и наказуемо. Президент Путин правильно сказал: живут – пусть живут, только пусть не нарушают правил. Среди них же много тех, кто тянется к политике, много лидеров с антисоциальным половым поведением, что отличает их от аутичных, замкнутых транссексуалов. Я считаю, что все эти общественные демонстрации, конечно, нужно пресекать.
– Приходилось ли вам сталкиваться с обращениями за помощью по перемене пола?
– Были. Особенно в начале-середине 90-х годов таких пациентов было достаточно много, потому что тогда создавалось информационное поле. Ко мне приходили группы людей с отклоненным психическим здоровьем, вдруг захотевшие сменить пол. Ну, начали их оперировать. Они потом заканчивали самоубийством. Пока не вышел приказ Минздрава, все психиатры были возмущены тем, что хирурги оперируют транссексуалов без психиатрической экспертизы. Такой человек должен не меньше месяца находиться в психиатрической больнице, а потом только должен решаться вопрос о переходе к практическим действиям. Видел я таких больных и консультировал, и направлял в Москву и Петербург. У нас такие операции не делаются, зачем я на себя буду брать такую ответственность? Мне зомбированных телевидением и прессой достаточно, которых я пытаюсь откорректировать на нормальное половое поведение.
– Как современные женщины и мужчины могут повысить уровень сексуального мастерства и знаний на эту тему?
– Самое худшее, что они могут сделать, – обратиться к шарлатанам в белых халатах. Есть одни такие "умельцы" и в Кемерове. Частная клиника у всех на слуху: реклама по телевидению идет непрестанно. А на днях у меня был искалеченный пациент оттуда. Залечили его эти "умельцы" настолько, что иммунный профиль человеку нарушили, герпес вылез. Они антибиотиками все простатиты лечат. Но это же шарлатанство! А его прикрывает кто-то из чиновников медицины, потому что эти "умельцы" откуда-то ведь имеют дипломы, разрешения, сертификаты и прочее. Лично я никому никакие бумаги на такую деятельность не подписывал. Если мы возьмем, к примеру, Барнаул, специалисты там подготовлены в государственных учреждениях, все частные клиники отчитываются через департамент здравоохранения о проделанной работе. У нас же – полный раздрай, народ ведется на рекламу, а доморощенные специалисты лечат и залечивают, кто во что горазд, и никто не собирается с этим разбираться.
– Все так печально?
– Да нет, все так, как есть. Совет всей нашей общественности – придерживаться русской культуры, русской мысли и не смотреть эту чушь по Интернету, а больше читать. Когда-то мы были самой читающей страной в мире. А сейчас?.. Читайте классику о любви, пробуйте разбираться в этом. Дай бог, тогда мы начнем подниматься духовно и намного лучше начнем понимать и любовь, и секс. А вульгаризм и псевдокультура до добра не доведут.