Более двадцати вопросов поступило на совместную интернет-конференцию сайта VSE42.Ru и прокуратуры Кемеровской области, которая была приурочена к Международному дню борьбы с коррупцией. Сегодня мы подводим итоги этой совместной акции.
На часть вопросов, заданных посетителями сайта, оперативно ответил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции облпрокуратуры Алексей Немыкин. Однако большая часть вопросов потребовала тщательного разбирательства что называется на местах. Для этого инициированы несколько проверок, о результатах которых представители областной прокуратуры сообщат позднее.
– Прошу объяснить порядок приема на работу бывшего муниципального служащего? Какие обязательства у бывшего муниципального служащего, должен ли он уведомлять и каким образом об этом нового работодателя?
– Статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой гражданин, замещавший некоторые должности муниципальной (государственной) службы, в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Перечень таких должностей устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим такие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы.
Форма и порядок уведомления установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".
– Иван Сергеевич: Какие принимаются меры, направленные на пресечение получения "откатов" должностными лицами в органах власти при проведении госзакупок?
– "Откат" – это взятка, является уголовно наказуемым. Они наносят вред добросовестной конкуренции между предпринимателями и подрывают экономику государства. В результате необоснованно растут цены, либо снижается качество товаров и поставляемых услуг. Яркий пример – строительство дорог. В России их качество значительно хуже европейских, но стоимость их строительства и ремонта такая же.
Деятельность в сфере госзакупок продолжает оставаться одной из наиболее подверженных коррупции. Для того, чтобы повысить эффективность принимаемых мер по ее декриминализации, в соответствии с Национальном планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы Генеральная прокуратура выступила организатором масштабной работы по борьбе с "откатами" в данной сфере.
Анализ показал, что основные причины и условия, способствующие совершению преступлений, связаны с пробелами правового регулирования процесса размещения заказов и их исполнения, в том числе отсутствием эффективного механизма контроля за действиями должностных лиц.
Коррупционные проявления приобретают всё более сложный характер. Фиксируются схемы получения взяток в виде многоходовых финансовых операций, навязываемых государственными служащими представителям бизнеса. Правоохранительные органы осуществляют комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие таких преступлений.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы предусмотрены меры, направленные на пресечение хищения бюджетных средств.
В Кемеровской области в июне 2016 года на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области обсуждались вопросы противодействия коррупции, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд правоохранительной деятельности, а также для обеспечения иных государственных и муниципальных нужд. Внимание органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обращено на необходимость усиления оперативных позиций и активизации работы в названной сфере.
– Слышал, что к ответственности за коррупцию привлекают не только людей, но и предприятия? Есть ли такие случаи у нас в области?
– К административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлекаются юридические лица по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, наказывается очень сурово. Закон предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей. При этом деньги, ценные бумаги, иное имущество конфискуется.
В 2016 году прокуроры возбудили 8 таких административных дел, 7 из них рассмотрены. Суд взыскал 7 млн. рублей, 6 млн. уже оплачены в бюджет.
Например, прокурор Новокузнецкого района 22.01.2016 возбудил в отношении ООО "Шахта "Есаульская" дело об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ за то, что в августе 2014 года начальник участка вентиляции и техники безопасности ООО "Шахта "Есаульская", действуя от имени и в интересах общества, незаконно пообещал должностному лицу – государственному инспектору Новокузнецкого территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора, оказать со стороны общества безвозмездные услуги имущественного характера. За это он просил не привлекать предприятие к ответственности, если инспектором будут выявлены какие-либо нарушения.
Приговором Мысковского городского суда от 30.11.2015 инспектор Ростехнадзора признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия).
В 2016 году (февраль) суд рассмотрел постановление прокурора и назначил ООО "Шахта "Есаульская" штраф в размере 1 млн. руб. В настоящее время штраф полностью оплачен.
В заключение хочу отметить, что Закон предусматривает длительные сроки давности привлечения к административной ответственности за коррупционные правонарушения – шесть лет со дня его совершения (ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).