Летчик "панически шарахался": стали известны новые детали катастрофы Ту-154 в Черном море

Накануне Минобороны озвучили результаты расследования катастрофы самолета Ту-154 в Черном море 25 декабря 2016 года. В своих официальных выводах министерство не называет окончательных причин трагедии и говорит, что к этому могло привести "нарушение пространственной ориентировки – ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям". Сегодня, 1 июня, "Коммерсант" опубликовал детали расследования, в которых говорится, что командир воздушного судна Роман Волков совершил "самоубийственные" действия.

По данным материала "Коммерсанта", участникам расследования удалось буквально посекундно реконструировать все обстоятельства произошедшей трагедии. По данным специалистов, рано утром 25 декабря Ту-154 Б-2 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ должен был выполнить два так называемых тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Оба они были запланированы по категории ВТ (вне трасс), при этом первый из Чкаловского в Сочи должен был пройти над территорией России, а второй в сирийский город Латакия относился уже к международным рейсам.

Первый перелет, по данным специалистов, прошел абсолютно штатно, рейс выполнялся в простых метеоусловиях, на борту находились 92 пассажира и всего 150 кг груза. Из Чкаловского лайнер стартовал в 1:38, а в 3:43 совершил в аэропорту Адлер (Сочи) так называемую техническую (без погрузки-разгрузки и высадки пассажиров) посадку только для заправки топливом.

Взлет из Сочи начался с проблем. По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков стал испытывать трудности в определении своего местоположения еще на земле, во время перемещения машины по рулежным дорожкам.

Командир не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и как лучше выруливать к началу этой полосы. С помощью машины сопровождения лайнер добрался до точки старта и в 5:24 поднялся в воздух с курсом 238°. Но на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, как полагают следователи, возникла особая ситуация.

Тогда Волков начал эмоционально, ругаясь матом, выяснять у экипажа, каким курсом они взлетели. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег.

Оторвавшись от земли, капитан совершил первое нелогичное, с точки зрения следователей, действие: он отклонил штурвал от себя, замедлив таким образом набор высоты. На 53 сек. полета, когда самолет поднялся всего на 157 м, майор Волков приказал подчиненным убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 м. При этом он сам продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге судно, оказавшись на отметке 231 м, перешла на снижение. Штурман почувствовал, как перегрузки из обычных при взлете положительных вдруг стали отрицательными.

Самолет стал интенсивно, по 6-8 м/с, терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью. В кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

Действия командира стали не просто странными, но и самоубийственными: шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, он резко перевел в крутой левый крен 53°. С учетом этого маневра снижение пошло втрое быстрее.

По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился всего в 90 м от поверхности воды. При этом каждую секунду он опускался еще на 20 м ниже и продолжал идти с большим левым креном. Уже в этот момент, по мнению специалистов, самолет и все его пассажиры были обречены. Вывести самолет из снижения в такой ситуации не смог бы даже опытный летчик-испытатель.

На высоте 67 м сработала сигнализация "Левый крен велик", а когда до воды оставалось 34 м, командир Волков, видимо, попытался исправить свою ошибку, повернув штурвал до упора вправо. Но это уже не имело смысла. На 73-й секунде полета самолет, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость – 540 км/ч, самолет успел пролететь над морем 1270 м, значительно отклонившись от заданного курса влево.

Близкие к расследованию источники "Коммерсанта" пояснили, что, потеряв сразу после взлета видимые ориентиры: хорошо освещенные зону аэродрома, береговую линию, а также, оказавшись в ночном мареве над Черным морем, управляющий пилот оказался во власти соматогравитационных иллюзий.

Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал ориентироваться на собственные физиологические ощущения. Иллюзорным было и ощущение самопроизвольного увода самолета вправо, который командир решил компенсировать поворотом штурвала влево. В итоге его действия из системных превратились в хаотичные и стали напоминать, по выражению одного из экспертов, "паническое шараханье из стороны в сторону заблудившегося в лесу человека".

Эксперты считают, вину должны разделить с погибшими пилотами их командиры. Они, по мнению комиссии, нарушили около двух десятков пунктов ведомственных инструкций, предписывающих руководителям военной авиации следить за подготовкой пилотов к полетам, а кроме того, отправили в ответственный рейс "неслетанный", как говорят в авиации, экипаж, собранный в последний момент из разных эскадрилий.

В среду Минобороны официально обнародовало часть выводов экспертов, отметив, что версия о потере пилотом пространственной ориентировки осталась единственной, а все остальные, в том числе о технической неисправности Ту-154, были опровергнуты.

Если СКР согласится с выводами экспертов, к ранее возбужденному уголовному делу о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК) может добавиться еще одно – о халатности (ст. 293 УК) командования 800-й авиабазы и ВКС.

Фото: Google.Images
Комментарии для сайта Cackle