Рейд по Томи: особенности погони на воде

Мы мчимся по реке на катере, рассекая мутное серебро воды острым носом и оставляя после себя длинный пенный след, похожий на взбитые сливки. Седовласый капитан уверенно держит штурвал, а его ясный взор устремлён в светлое будущее, – ну или как минимум туда, где кончается линия горизонта, а водная гладь воедино сливается с небосводом. Где-то сверху кружат крикливые чайки, которые, кажется, внимательно изучают, что творится на нашей палубе, и, не замечая ничего необычного для себя, теряют к нам всякий интерес, исчезая из поля зрения после пары мощных взмахов крыльями.

Кожа нещадно горит от солнца, глаза щурятся, но неотрывно следят за проплывающими мимо судами, а вокруг хоть и шумно, но как-то удивительно спокойно. Нет, мы не на курорте и даже не на отдыхе: мы – на рейде Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Кемеровской области.

Ваша безопасность - в ваших руках!

И вот мотор глохнет, а взгляды купающихся пристально следят за нашим катером. Тягостное напряжение, которое плавится в раскалённом летнем воздухе, будто бы делает его ещё горячее. Все ждут, пока старший государственный инспектор по маломерным судам Роман Тяжаев настроит свой громкоговоритель, чтобы, наконец, разорвать своим раскатистым баритоном повисшую тишину.

– Уважаемые граждане отдыхающие! База управления МЧС России по Кемеровской области напоминает вам: купание на данном участке реки Томь небезопасно. Для сохранения жизни и здоровья соблюдайте, пожалуйста, необходимые меры предосторожности. Не заплывайте далеко от берега, не ныряйте в незнакомых местах, не оставляйте без внимания у воды своих детей и исключите употребление алкогольных напитков. Помните: ваша жизнь находится только в ваших руках. Приятного вам отдыха!

И всё. Никаких просьб выйти из воды и уж тем более штрафов. Недоумевающие лица отдыхающих расплываются в улыбках, и наш катер стремительно догоняют беспорядочные выкрики: "Спасибо!". Позже Роман пояснил, что цель таких патрулирований – просто следить за тем, чтобы вдруг чего не случилось, а не выписывать административные взыскания направо и налево.

– Основной акцент, который мы сегодня сделали, – это проверка мест массового отдыха, ну и параллельно с этим проверяем маломерные суда на соблюдение правил плавания. Купающихся мы просто предупреждаем, а если не понимают, проводим разъяснительную работу. Хотя, если есть знаки, запрещающие купание, то тут уже отдыхающим грозит административное наказание. Водителей маломерных судов за нарушение штрафуем: минимальная сумма – 100 рублей, но первый раз стараемся обойтись устным предупреждением.

Пятеро в лодке, не считая журналистов

С нами на борту не только главный инспектор и капитан: ещё два сотрудника МВД и один представитель народных депутатов. Первые здесь затем, чтобы пресекать правонарушения, если таковые будут, а второй – следить за тем, чтобы делалось это правильно. Тут всё строго. Полицейские неразговорчивы, исподлобья осматривают палубу и периодически изучают берега через бинокль, однако там всё спокойно.

Терешковский мост пройден, оставшись где-то вдалеке размытыми очертаниями, а, стало быть, Кемерово мы уже покинули. Капитан объяснил, что мы направляемся в Елыкаево, и попутно проплывём мимо Сухово, Журавлей и Металлоплощадки, – стандартный маршрут для выходных. Всего по пути до конечной точки нашего плавания катер останавливался четыре раза, и каждый раз всё по одной причине: предупредить людей, чтобы были осторожнее и не забывали о своей безопасности.

Добравшись до пункта назначения, мы развернулись, заглушили мотор и встали, ведомые неторопливым течением. Когда прямо по курсу показался первый катер, капитан включил сирену, а главный инспектор принялся усиленно жестикулировать флажком, привлекая внимание рассекающего волны судна. После того как оно поравнялось с нами, из-за руля поднялся загорелый мужчина, который уже протягивал документы, заботливо упакованные в целлофановый кулёчек.

– Добрый день, Роман Сергеевич, мы с вами уже встречались, и не один раз! – улыбнулся он.

– Помню, – коротко ответил инспектор Тяжаев, – но на всякий случай проверю документы ещё раз. Всё с ними в порядке, как и всегда. Счастливого пути!

Через пару минут снова стало тихо, как будто никакого катера здесь и не было. Всего за полчаса мы остановили ещё несколько моторных и надувных лодок, хотя далеко не все видели белый флажок и мелькающую сирену, – особенно те, кто плыл вдалеке. Один из полицейских пояснил, что это – "синдром туннельного зрения", который часто присущ судоводителям, при котором они не видят ничего, кроме того, что впереди них.

– Чаще всего люди плавают на надувных лодках – из-за своей мобильности и лёгкости они очень распространены. Конечно, мы следим за всеми плавающими, но регистрируем только лодки, у которых имеется мотор мощностью свыше 10 лошадиных сил – сейчас таких насчитывается около пятнадцати тысяч, – рассказывает Роман Тяжаев. – У любого судоводителя должны быть документы, которые подтверждают законность пользования судном и индивидуальное средство спасения – надувной жилет. Последний, кстати, нередко отсутствует. Пожалуй, это – самое частое правонарушение на воде.

Бегущий человек, или неудачная погоня

Однако нарушители нам не попались, и мы отправились в обратный путь. Течение вкупе с мотором быстро несло наше судно на базу, а капли воды весело разбивались о его борта, разлетаясь на тысячи маленьких переливающихся на солнце брызг. В лицо дул прохладный ветерок, и уходить с кормы совсем не хотелось, но внезапный разворот нашего катера заставил отвлечься от мыслей, витающих где-то на уровне пролетающих в высоте коршунов, а руки рефлекторно крепче ухватились за леер. Я бегом рванул на нос катера, чтобы узнать, в чём причина резкой смены маршрута.

…сирена ревела, громкоговоритель надрывался до хрипа, призывая несущуюся впереди лодку остановиться, и наше судно из последних сил пыталось догнать всё дальше удаляющегося беглеца. Настоящая морская погоня, от которой захватывает дух, хоть и недолгая, – успехом она не увенчалась, и нарушителю (а в том, что он таковым являлся, сомневаться не приходится, хотя бы потому, что в лодке сидело больше человек, чем положено) удалось скрыться. Главный инспектор Роман Тяжаев объяснил, что наш катер не предназначен для погонь, а те, на которых можно догнать кого угодно, сейчас стоят на причале ГИМС.

– Мы с вами сейчас на таком судне, которое не имеет особой возможности преследовать нарушителей. Поэтому мы рассчитываем в первую очередь на сознательность людей. Конечно, у ГИМС есть суда, которые являются быстроходными и без труда могут догнать любой катер. Но на самом деле погони случаются крайне редко, потому что нарушители, – как правило, люди, знакомые с техникой, – могут оценить свои возможности и возможности тех, кто преследует, и часто расклад бывает не в их пользу, поэтому смысла убегать нет. К сожалению, сейчас не повезло нам, а не им.

До базы мы добрались спокойно, попутно остановив пару судов и даже выписав один штраф – за отсутствие техосмотра. После, оттолкнувшись от нас, водитель ещё долго не мог завести мотор своего судна. Наш капитан, задумчиво глядя на то, как тот безуспешно дёргает верёвочный стартер, глубокомысленно изрёк:

– Чих-пых есть, тра-та-та – нет! – и тут же отправился в кабину, чтобы продолжить прерванный путь.

По словам инспектора, сегодня день выдался спокойным, что как-то даже удивительно для жаркого выходного. Обычно постоянно приходится кого-то спасать: то течением сносит, то мотор заглохнет, то ещё что-нибудь.

– Очень часто на воде кому-то требуется помощь, но бывает и так, что, после того как мы поможем человеку, штрафуем его за несоблюдение правил, из-за которых он частично угодил в такую ситуацию. Например, у меня был такой случай: на Беловском водохранилище девушка на гидроцикле каталась-каталась, и на середине у неё закончился бензин. Вёсел у неё не было, поэтому она так и осталась на месте дожидаться спасателей. Мы её транспортировали до берега, начали проверять. И оказалось, что, хоть плавсредство и принадлежит ей, прав у хозяйки не было, и, видимо, с мерами безопасности на воде она незнакома. Поэтому, если кто не знает: на любое судно нужно получать права так же, как и на машину, сдавая теорию и практику.

Только после того как я сошёл неуверенной походкой на берег, почувствовал, что сгорел на солнце, мышцы затекли, а глаза, казалось, больше никогда не перестанут щуриться, но весь этот рейд мне до сих пор виделся всего лишь какой-то лодочной прогулкой: настолько всё прошло спокойно и хорошо. Даже не верится, что число утонувших растёт, ведь река такая тихая и неглубокая сейчас, да и спасатели не дремлют, однако, как известно, "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", поэтому напомним несколько основных правил, которые помогут уберечь ваше здоровье или даже спасти жизнь.

Для отдыхающих:

  • На диком пляже нужно выбирать место с твёрдым песчаным дном и постепенным уклоном.
  • Ни в коем случае нельзя купаться в состоянии алкогольного опьянения: спиртное блокирует участки мозга, которые отвечают за расширение и сужение сосудов.
  • После долгого пребывания на солнце нельзя резко прыгать в воду: из-за внезапного охлаждения может наступить остановка сердца.
  • Не ныряйте в местах, которые для этого не предназначены или которые вам неизвестны: можно удариться о дно или острый камень, потерять сознание и погибнуть.
  • Нельзя заплывать на волны, которые идут от катеров и других моторных суден: можно попасть под лопасти винта и в лучшем случае отделаться травмой.
  • Ни в коем случае нельзя паниковать, если вода попала в дыхательные пути. Нужно остановиться, удерживаясь на воде, поднять голову как можно выше и сильно откашляться.
  • Заплыв далеко и почувствовав усталость, вы не должны стремиться как можно быстрее вернуться на берег, тратя последние силы. Нужно перевернуться на спину и отдохнуть, поддерживая себя на воде лёгкими движениями рук и ног.
  • Попав в сильное течение, не стоит пытаться плыть против него. Нужно плыть вниз по течению, под небольшим углом приближаясь к берегу.

Для судоводителей:

  • При посадке в маломерное судно нельзя вставать на борт или сидения: оно может перевернуться.
  • Количество человек на борту не должно превышать допустимое количество для каждого типа судна. Помимо этого, не стоит перегружать его лишним грузом.
  • Ни в коем случае нельзя нырять с катера или лодки, особенно на ходу.
  • Во время движения маломерного судна не стоит перемещаться по нему, пересаживаться с места на место или пересаживаться в другие плавсредства.
  • И обязательно имейте при себе спасательные жилеты!
Фото: Александр Патрин
Автор:
Комментарии для сайта Cackle