Кузбассовцы будут оплачивать электроэнергию со смартфона

В июне "Кузбассэнергосбыту" – гарантирующему поставщику электроэнергии в Кемеровской области – исполняется 85 лет. Накануне праздника глава "Кузбассэнергосбыта" Леонид Петров рассказал VSЁ42, как компания пережила кризис 90-х и как мы будем платить за электроэнергию через пять лет.

С чего начинался «Кузбассэнергосбыт»?

С первых 32-х договоров с потребителями, заключенных отделом энергосбыта в 1934 году. Отдел из 12 человек входил в районное энергетическое управление "Запсибэнерго", объединяющее энергообъекты Новосибирской области и Кузбасса. Тогда для продажи электро – и теплоэнергии создали наш энергосбыт. Сначала появилась абонентская группа, спустя шесть лет появилась фабрично-заводская инспекция. Первые заключали договоры с потребителями, вторые принимали в эксплуатацию подстанции потребителей, следили за режимами электропотребления, одним словом, осуществляли надзор. Вот два отдела, из которых вырос современный "Кузбассэнергосбыт".

Первых потребителей отключали за долги?

Нет. В этом не было необходимости. Волна неплатежей хлынула в начале 90-х годов. Тогда по всей стране наступил сложный период, массовые банкротства предприятий, многочисленные долги. Первое уведомление о вводе ограничения написали в 1997 году. Отключить хотели кемеровский завод "Химволокно", но ограничения так и не ввели. Руководство завода погасило долг.

Как компания жила в 90-е?

В то время ситуация складывалась печальным образом. В 1998 году потребители оплачивали не более 85% потребляемой электроэнергии.

Деньгами при этом оплачивалось не более 20%. Остальное – векселями, зачётами, бартером. Условно говоря, схема расчётов выглядела так: предприятия машиностроения должны нам за электроэнергию – мы должны угольным организациям за уголь, значит, мы получаем продукцию машиностроения и расплачиваемся ей перед угольщиками, а зарплату закрываем продуктами питания, которыми с нами рассчитывались предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства. Такая система просуществовала около 8 лет. Потом постепенно стали ломать эту ситуацию. И к 2000 году перешли на расчёты деньгами.

В начале 2000-х началась реорганизация электроэнергетики. Отрасль, считавшаяся нереформируемой монополией, начала превращаться в рыночную, основанную на конкуренции. Как изменился "Кузбассэнергосбыт" после реформы?

Официальная дата разделения АО "Кузбассэнерго" по видам бизнеса (генерация энергии, сети и сбыт – прим.VSЁ42) – 1 июля 2006 года. Тогда "Кузбассэнергосбыт" стал самостоятельной структурой и отдельным юридическим лицом. Первое июля выпало на субботу, и наша задача состояла в том, чтобы третьего июля в понедельник наши потребители не почувствовали никаких изменений. Нужно было открыть расчётные счета, внести изменения в договоры. Создавались новые службы и отделы. Мы работали этот период в режиме цейтнота. Лозунг в компании в то время был "За нас никто ничего не сделает – надеяться можно только на себя". Я думаю, что благодаря такому подходу мы безболезненно прошли процесс реорганизации и смогли это сделать на "отлично" для своих клиентов.

Став самостоятельными, какой курс развития взяли?

В том же году мы получили статус гарантирующего поставщика. Абсолютно новая история – принимать на обслуживание любого обратившегося клиента в зоне нашей деятельности. Тогда в Кузбассе работали оптовые предприятия-перепродавцы, тоже имевшие возможность получить статус гарантирующего поставщика. Но они отказались и начали выступать в качестве наших агентов по продаже электроэнергии потребителям. Мы чётко осознавали ответственность за каждого клиента. Поэтому с 2007 по 2013 провели масштабную работу по переводу потребителей от компаний-агентов на прямые договоры с нами. Доля прямого обслуживания увеличилась в 5 раз, до 85% от общего количества договоров. А это значило открытие новых офисов обслуживания, увеличение штата сотрудников. Много усилий приложили для развития сервисов по оплате электроэнергии. Запустили личный кабинет для граждан-потребителей на сайте компании, SMS-сервис, голосовой портал. Еще одно важное событие произошло после выделения компании из АО "Кузбассэнерго": в 2007 году мы стали частью энергетического дивизиона Группы компаний "Мечел" – одной из крупнейших горнодобывающих и металлургических холдингов России.

Результатами проделанной работы довольны?

Все мы знаем, что очень сложно удержаться на вершине горы, когда ты ее достиг. Сегодня у нас более 960 тысяч клиентов: 935 тысяч граждан и 25 тысяч юридических лиц. Сейчас "Кузбассэнергосбыт" – это громадная система, которая во много раз более эффективная, более мобильная и более сложная технологически, чем пятнадцать лет назад. Сейчас мы осваиваем новые направления.

Какие именно?

Для юридических лиц мы внедряем механизм ценозависимого снижения потребления. Это направление точно имеет будущее, так как механизм позволяет потребителю снижать стоимость электроэнергии. Еще мы вышли на соседние регионы в качестве независимой сбытовой компании. Пока работаем с потребителями из Томской области и ведём переговоры с партнерами в Новосибирской области и на Алтае. В этом году запустим новый современный сайт. А в следующем году начнём разработку мобильного приложения для смартфонов. Мы понимаем, что через пять-десять лет придёт новое поколение клиентов, которое свою жизнь не представляет без смартфона. Они должны иметь возможность оплачивать электроэнергию без визита в офис.

Фото: "Кузбассэнергосбыт"
Комментарии для сайта Cackle