Неуловимый автодвойник, или Подстава подстав

Житель Кемерова Антон Топинин неожиданно узнал о том, что он нарушил на своем автомобиле правила дорожного движения в… Хабаровске. Притом что сам кемеровчанин не то что на автомобиле, но и на самолете или поезде никогда не ездил в этот далекий от Кузбасса город. Однако фотография с камер фотовидеофиксации говорила об обратном. В подробностях этого "детективного" дела разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Разница в деталях

Надо отметить, что кемеровчанин является владельцем дорогостоящего внедорожника премиального европейского автомобильного бренда. Каких на российских дорогах, в отличие от бюджетных "пузотерок", все же несколько меньше. Хотя, разумеется, хватает. А потом сам факт, что именно он стал жертвой неизвестных злоумышленников в далеком Хабаровске, искренне удивил Антона Топинина. Однако обо всем по порядку.

Итак, чуть ли не в самый разгар новогодних праздников кемеровчанин получил "письмо счастья": мол, так и так, ваш автомобиль с государственным номером таким-то грубо нарушил скоростной режим. Более того, сделал это непосредственно под камерами фотовидеофиксации.

Само собой, удивлению кемеровчанина не было предела.

– Я в жизни не был в Хабаровске. Мой автомобиль, который я купил в прошлом году, дальше ближайшего кемеровского пригорода пока не выезжал. Никому управлять им без моего присутствия я не позволял. Так что могу поручиться, что под камерами в Хабаровске проехал какой-то другой автомобиль! – говорит Антон.

По словам кемеровчанина, сразу после получения письма из госавтоинспекции Хабаровского края он отправил в ответ сообщение на электронную почту ведомства, указанную на его сайте. Среди прочего в качестве ответа Антон получил фотографии автомобиля-нарушителя. До боли, признаться, похожего на внедорожник кемеровчанина.

– Но это, разумеется, был совершенно другой автомобиль. И модель та же, и цвет. Но! Например, рейлинги другие, фирменная эмблема на радиаторной решетке – тоже. Ну и так, по мелочи есть отличия. Короче, не мой это автомобиль, – продолжает Антон Топинин.

Штраф с предысторией

Сотрудники хабаровской госавтоинспекции посоветовали кемеровчанину обратиться к их коллегам в Кемерове (а именно в центр фотовидеофиксации), чтобы те в свою очередь сфотографировали кемеровский автомобиль. Заверив, разумеется, эти снимки соответствующим образом, чтобы у дорожных инспекторов в Хабаровске не было сомнений в подлинности фотоматериалов из Кемерова.

Затем выяснилось, что для совершения подобных действий сотрудниками полиции необходимо письменное поручение из ГИБДД региона, где было совершено правонарушение, поэтому вопрос с установлением истины слегка подзатянулся. Однако Антон Топинин решил, несмотря ни на что, довести все до конца.

– Дело в том, что штраф в 800 рублей, который можно погасить в "льготный" период в размере 50 процентов от стартовой суммы – это одна история. Но сам факт того, что где-то по территории России катается автомобиль с такими же, как у моего, госномерами, ничего хорошего в будущем мне, как владельцу, не сулит. В этот раз водитель двойника нарушил скоростной режим на 800 рублей, а через пару лет собьет человека года – на три-четыре лишения свободы. И, само собой, первым на роль виновника смертельного ДТП, с места которого водитель вместе с автомобилем скроется, окажусь именно я. И приедут ко мне полицейские с наручниками. И доказывай потом, что ты ни при чем! Получится такая подстава, что и в тюрьму можно сесть за "того парня", – рассуждает Антон Топинин.

А для того чтобы этого избежать, необходимо не просто доказать, что кемеровчанин (и его автомобиль) никогда не был в Хабаровске и правил дорожного движения не нарушал, но и найти владельца внедорожника-двойника.

Это, кстати, и в интересах правоохранительных органов дальневосточного региона. Ведь, скорее всего, двойник – это угнанный автомобиль с перебитыми номерами, который, возможно, находится в розыске. А значит, у него есть настоящий хозяин, ставший жертвой автоугонщиков.

Вот такая длинная цепочка событий привела к тому самому штрафу в 800 рублей "всего-то" за превышение скоростного режима.

Опасно, но выгодно?

Как сообщили в областном управлении госавтоинспекции Кемеровской области, только за минувшие три года жертвами злоумышленников, занимающихся "производством" автомобилей-двойников, стали более ста жителей Кемеровской области. И это – только выявленных. Разумеется, о стопроцентной выявляемости таких случаев говорить не приходится. Чаще всего двойники попадают в поле зрения госавтоинспекторов именно благодаря работе комплексов фотовидеофиксации.

Как сообщили в отделе пропаганды областного ГИБДД, в 2016 году было зафиксировано 29 двойников, в 2017-м – 47, а в 2018-м (пока по предварительным данным) – 33.

То есть четкой тенденции к увеличению количества машин-двойников нет. Однако можно уверенно говорить, что и меньше их не становится.

Стоит отметить, что сам факт появления автодвойника – далеко не безобидный. В такой ситуации по меньшей мере наивно полагать, что "это мальчишки балуются". Разумеется, двойник – это не просто подделка госномера, но и подбор автомобиля под этот госномер. Чтобы, например, при проверке на дороге у сотрудника ГИБДД не возникло вопросов: госномер и марка автомобиля в базе совпадают.

Алгоритм появления двойника предельно прост и выглядит следующим образом. Злоумышленник, во-первых, получает доступ к базе данных на автомобили, зарегистрированные в России. Что, кстати, уже является самостоятельным уголовным составом (преступлением), поскольку позволяет говорить о коррупции в органах власти, ведь доступ к таким базам ограничен. Его имеют, например, представители правоохранительных органов, судебные приставы, сотрудники налогового ведомства и так далее.

Соответственно, можно предположить, что владелец (или создатель) автомобиля-двойника подкупил одного из госслужащих или правоохранителей, чтобы получить необходимую ему информацию.

Во-вторых, кому и зачем может понадобиться создание двойника? Едва ли этим озаботится любитель быстрой езды, чтобы штрафы за превышение скорости приходили другому человеку из другого же региона страны. Скорее всего, у автора двойника серьезные нелады с законом. А точнее, он стал собственником угнанного автомобиля или лично угнал его у законного владельца. А с помощью заранее подобранного госномера (а заодно и заботливо перебитых номеров на агрегатах автомобиля) удастся замаскировать тот факт, что автомобиль находится в розыске.

Конечно, это не стопроцентная гарантия. Например, если проверить номер двигателя и сравнить его с тем, что соответствует номеру двигателя настоящего автомобиля с такими же госномерами, числящегося в информационной базе – факт подлога выяснится. Но вряд ли инспектор госавтоинспекции станет во время рутинной остановки (например, в рамках привычных профилактических операций "Пьяный водитель" или "Детское кресло") проверять номер двигателя. Традиционный набор документов к предъявлению в подобном случае: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (у водителя двойника, разумеется, заранее подделанное) и полис ОСАГО.

Что касается ответственности за изготовление автомобиля-двойника, то тут как минимум две статьи – по одной из административного и уголовного кодексов. Административное правонарушение состоит в том, что владелец двойника использует похищенные с другого автомобиля госномера. Что, кстати, почти не встречается в данных ситуациях. Тем не менее статья за такое деяние есть – ст. 12.2 КоАП. Согласно третьему пункту этой статьи, "установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей". А четвертый пункт этой же статьи предусматривает следующее: "Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года".

Что касается уголовной ответственности за двойника, то эти деяния подпадают под действие ст. 326 УК России "Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства". Максимальные санкции этой статьи "наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".

Если по закону, то ответственность за подобные "безобидные шалости", как автомобиль-двойник, весьма серьезная. Однако в реальности это не мешает их постоянному появлению на дорогах страны в целом и Кемеровской области в частности. Видимо, прибыльность бизнеса автоугонщиков остается весьма высокой и заставляет и самих угонщиков, и потенциальных покупателей угнанных автомобилей идти на риск.

…Когда этот материал уже готовился к выходу, в редакцию вновь обратился Антон Топинин. Как сообщил кемеровчанин, двойник его внедорожника уже перебрался из Хабаровска в Биробиджан и успел вновь попасться "на камеры". А Топинин, соответственно, получил новую квитанцию из госавтоинспекции об административном штрафе.

Имя героя материала изменено

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle