Цены на услуги такси вырастут?

Водители частных таксомоторов (легковых такси) в Кемерове попытались объединиться, чтобы противостоять экспансии рынка сервисов заказа такси, играющих на понижение стоимости услуг пассажирских перевозок. Соответственно, сами они, видимо, хотят играть на повышение. Что ждет в ближайшее время этот достаточно сложный и, порой, абсолютно неуправляемый сегмент транспортных услуг, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Такси с подушкой

В ближайшее время в России ожидается принятие закона, который призван существенно изменить рынок легкового такси. В первую очередь, речь идет о вытеснении с него бомбил-нелегалов, которые не имеют лицензии "таксовать", а делают это время от времени или на постоянной основе.

Однако вовсе не ожидаемое принятие закона заставило заговорить о проблемах легкового такси в Кемеровской области и в частности в Кемерове. Дело в том, что недавно относительно небольшая группа таксистов-активистов заявила о создании в областном центре обособленного отделения некоммерческого объединения водителей легкового такси, "голова" которого находится в Новокузнецке.

Как рассказал VSE42.Ru координатор кемеровского отделения Александр Гилев, примкнувшие к этой организации люди даже успели провести нечто вроде митинга – на площади между улицей Терешковой и проспектами Октябрьский и Ленина собрались по разным данным до ста человек и, якобы, стали выдвигать какие-то требования.

По словам Александра Гилева, одна из задач новоявленной организации – судя по всему, что-то вроде необъявленного профсоюза водителей легкового такси, – это повышение качества обслуживания пассажиров и, что вполне ожидаемо, повышение стоимости проезда в такси.

О некотором снижении расценок на услуги легкового такси, пожалуй, известно многим, кто пользовался в последние года всевозможными такси-сервисами. В настоящее время в Кемерове цена поездки начинается от 90 рублей.

Само собой, такая ситуация складывается без учета, например, кратковременного повышения тарифов на новогодние праздники, когда действует повышающий коэффициент.

– После январских праздников расценки резко упали. И уронили их так называемые службы заказа такси, – сетует Александр Гилев.

По его словам, работать в таких условиях водителям просто невозможно, поскольку при минимальной прибыли с одной "дешевой" поездки таксисты в буквальном смысле вынуждены спать в машине, чтобы хоть что-то заработать.

– Я лично знаю водителей, которые возят с собой в автомобиле подушку и одеяло, чтобы, при возможности, поспать. Само собой, в таких условиях водитель просто вынужден идти на нарушения и, например, работать и по 12, и по 14 часов. А это, в свою очередь, весьма небезопасно, – рассуждает Александр Гилев.

Тариф "Маршрутка"

Выход из сложившейся ситуации, по мнению Гилева, только один – увеличение расценок на поездки в легковом такси. При том, что службы заказа такси (СЗТ) диктуют свои условия: агрегаторам, обеспечивающим поток клиентов водителям такси, необходимо побеждать в конкурентной борьбе. А потому каждый из таких сервисов старается снизить стоимость поездки максимально. Например, вместо стартовых 90 рублей уже появилось предложение в 85 рублей.

– Сейчас в Кемерове действуют такие расценки: 80 рублей за первые два километра, а за каждый последующий – 11 рублей. Мы считаем, что справедливый тариф должен составлять 100 рублей за первые два километра, а каждый последующий должен обходиться в 17 рублей, – говорит Александр Гилев.

Таким образом, можно посчитать примерную стоимость поездки на такси из делового центра Кемерова в какой-либо спальный район города, например, на бульвар Строителей. Расстояние в пути в среднем составляет 7 километров. Таким образом, по действующим расценкам пассажир заплатит за такси 135 рублей. При расчете "по-новому" стоимость поездки вырастет до 185 рублей. Или почти на треть.

Еще раз отмечу, что именно такую тарификацию Гилев, представляющий пока еще малоизвестное объединение кемеровских таксистов, считает справедливым. Что по этому поводу думают сами пассажиры, уверен, можно не узнавать. Соцопроса не потребуется – и без того понятно, что такое увеличение цены проезда едва ли понравится рядовому пассажиру.

Однако увеличение тарифа – не единственное пожелание "объединенных таксистов". Например, тот же Гилев подчеркнул, что его единомышленники выступают против так называемого тарифа "Маршрутка", когда несколько человек (часто – это студенты), проживающих неподалеку друг от друга, заказывают один автомобиль такси. В результате водитель вынужден собирать своих пассажиров по адресам, а затем везти их, например, в вуз – где все они учатся.

Минусом тарифа "Маршрутка", по мнению водителей, является низкая плата с отдельно взятого пассажира. То есть, с одной стороны, водитель зарабатывает с поездки столько же, сколько и при одном пассажире, но при этом везет четверых.

Можно, конечно, удивляться, почему таксисты против такого тарифа, ведь по факту они получают причитающуюся им плату. А то, что студенты, часто лишенные "лишних" денег, экономят – так какая кому разница? Но, видимо, таксистам есть дело и до этого.

Тихий протест

По словам собеседника сайта, сторонники повышения цен даже провели нечто вроде забастовки, когда не отрабатывали заказы, которые им направляли сервисы заказа такси.

Почему "нечто вроде забастовки"? Да потому, что таксисты, по словам Гилева, не стали уведомлять СЗТ о своей акции. То есть вторая сторона потенциального конфликта как бы и не знала о том, что водители устроили акцию протеста. При этом Гилев привел интересный аргумент, почему водители не стали уведомлять СЗТ. По его словам, "в наших чатах (в мессенджерах, где таксисты обсуждали проведение акции – прим. ред.) наверняка есть представители СЗТ, поэтому они и так должны быть в курсе наших планов".

Напомню, что по данным представителя кемеровского объединения таксистов, в акции приняли участие до ста водителей. Впрочем, все-таки странным кажется способ проведения акций протеста без уведомления заинтересованных сторон о самом факте. Ну да оставим это на усмотрение инициаторов акции. Хотя, как ни крути, получается какой-то тихий саботаж.

В этой связи стоит отметить что, возможно, не только службы заказа такси не узнали о предполагаемых протестах, но и пассажиры. По крайней мере, например, журналистам сайта и их многочисленным знакомым не довелось столкнуться с какими-либо отказами со стороны таксомоторных перевозок в Кемерове. Возможно потому, что сто водителей такси для Кемерово – количество ничтожное.

Ну и в завершении стоит отметить, что в планы созданного профессионального объединения входит популяризация своей деятельности и привлечение к ней – в рамках организации – максимально большого количества водителей таксомоторов. Каковых, по озвученным данным, в областном центре насчитывается порядка 15 тысяч – в том числе и постоянно занимающихся перевозками, и "бомбящими" время от времени.

Дорогая легализация?

Насколько успешными окажутся усилия кемеровских водителей, направленные на повышение стоимости проезда в легковом такси, сказать трудно. Ясно одно: службы заказа такси, в том числе федерального уровня, решили главную задачу – замкнули на себя практически всех пассажиров, желающих воспользоваться услугами легкового такси.

Вызов такси "с борта", когда человек стоит у обочины и машет рукой – это практически исчезнувшее явление. В том числе потому, что вызов таксомотора по телефону или через мобильное приложение – это попросту удобнее. Ну и цена "с борта" существенно выше.

Соответственно, СЗТ начинают конкурировать между собой, борясь за пассажира. А значит, снижают цены. А значит, недовольны водители. И последних можно понять: цена "билета" приближается к себестоимости. И приходится зарабатывать не с услуги как таковой, а с ее объема. Больше везешь, больше зарабатываешь. А это, разумеется, и меньше, и труднее, и надо больше напрягаться.

С другой стороны, тот самый закон, который ожидается уже в ближайшее время, тоже может осложнить жизнь водителей такси. По крайней мере, так называемых бомбил, работающих на рынке пассажирских перевозок нелегально.

Как рассказал сайту VSE42.Ru заведующий сектором легкового такси областного департамента транспорта Константин Николаев, предполагается, что новый закон запретит службам заказа такси работать с водителями без соответствующего разрешения, дающего право "таксовать".

При этом, по официальным данным, в настоящее время в Кемеровской области выдано действующих разрешений всего 4,7 тысячи штук (всего с 2011 года было выдано 20220 таких разрешений). Так, в Кемерове "разрешенных" таксистов насчитывается чуть менее двух тысяч, а в Новокузнецке – всего 823. И это при том, что в Кузбассе сейчас разрешение можно получить без лишних хлопот, например, через портал госуслуг.

Если цифры, которые озвучивают сами водители такси, говоря о примерно 15 тысячах "бомбил" только в Кемерове, то вывод напрашивается сам собой – в "тени" находится порядка 90 процентов рынка таксомоторов.

То, что СЗТ, скорее всего, будут четко исполнять новый закон – сомнений особых нет. Достаточно одной контрольной закупки со стороны соответствующих чиновников, когда по вызову в СЗТ к клиенту приедет водитель без разрешения, и служба заказа нарвется на такой крупный штраф, что вряд ли захочет в будущем вновь рисковать.

Соответственно, таксистам-нелегалам придется либо выйти "в свет", либо отказаться от подработки, либо "бомбить с борта". В последнем случае попытка заработать на клиентах, голосующих непосредственно у обочины, обречена на провал, поскольку такой клиент исчез как явление уже давно.

А захотят ли теневые водители получать официальное разрешение на работу – тоже большой вопрос. В том смысле, что недостаточно просто купить такой документ. Надо еще и ежедневные медосмотры проходить, и автомобиль оборудовать по соответствующей цветографической схеме, и, например, соблюдать режим труда и отдыха.

Кстати, про оборудование автомобиля внешними атрибутами таксомотора. Далеко не каждый автомобилист готов пойти на то, чтобы личную машину, на которой в свободное время он возит семью, ездит по делам и так далее, раз и навсегда сделать автомобилем такси.

Учитывая желание водителей такси зарабатывать больше и готовящийся к принятию в Госдуме закон, можно более или менее уверенно утверждать: цена на услуги легкового такси в скором времени может существенно вырасти. Например, в связи с тем, что количество водителей, которые смогут работать в такси, существенно уменьшится. Или в связи с тем, что водители будут вынуждены массово покупать разрешения, а это приведет к дополнительным затратам. Кстати, сокращение количества легальных извозчиков значительно ограничит и возможности маневра СЗТ.

Так что, скорее всего, крайним, как всегда, станет пассажир, который, в конце концов, и оплатит все дополнительные расходы, возложенные государством на участников рынка.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle