"Кот да Винчи": больше, чем антикафе

Наверное, многие отчетливо себе представляют, что такое антикафе. Напомним, что это общественное заведение пространство , отличительная черта которого – плата за проведенное в нем время. Примечательно, что появились они не за рубежом, а в России – в качестве ответа на запросы общества. Правда, для предпринимателей подобный бизнес не всегда является прибыльным, поэтому заведения, которые работают не первый год и стали презентационной площадкой для самых разных представителей общества, смотрятся еще солиднее. Одним из них является известный в Кемерове и за его пределами "Кот да Винчи", который основали Ольга Васильева и Михаил Дорф.

Без "Кота" и жизнь не та

Впервые об открытии антикафе Ольга задумалась в 2011 году – после того, как помогла подруге с ремонтом помещения для такого заведения в Дзержинске. После возвращения в Москву (а именно там Ольга жила и работала в эвент-индустрии в то время) идея эта не отпускала и становилась только сильнее. И Ольга вместе с Михаилом рванули домой, в Кемерово, чтобы открыть свое дело.

Антикафе в столице Кузбасса тогда не было – и "Кот да Винчи" мог стать первым подобным заведением в городе. Мог, но не стал – пока Ольга искала подходящее помещение и делала в нем ремонт, открылось другое антикафе. Но этот факт предпринимательницу не смутил, и в январе 2013 года "Кот да Винчи" распахнул свои двери перед гостями, которых с первого дня было много.

– Я знала, что люди пойдут, потому что им это было нужно. Ведь антикафе – это новый формат общественного пространства, где есть почти все. Оно дает несколько продуктов, в отличие от того, что было в учреждениях культуры в советские времена и сохранилось до сих пор. Например, библиотеки дают людям только книги, музеи – только выставки, театры – спектакли, кинотеатры – фильмы и так далее. А в антикафе доступно все в комплексе, – подчеркнула Ольга Васильева.

Поэтому опасений по поводу аудитории перед открытием "Кота" у основательницы антикафе не было. Она знала, что у общества есть запрос на такое место, который привычные учреждения удовлетворить не могут. И уже в первый месяц работы "Коту" удалось выйти "в ноль" – завершить его без убытков. Для нового дела результат хороший, ведь нередко в бизнес-план открывающихся предприятий закладывают убыточные первые месяцы, которые затем должен компенсировать прибыльный период.

Антикафе переросло себя

Но, как призналась Ольга Васильева, она подробного бизнес-плана не составляла. Потому что ей двигал именно интерес открыть "Кота", а не экономические расчеты. По ожиданиям Ольги, вложенных в антикафе денег должно было хватить на три месяца работы. А остальное зависело уже от того, станет ли заведение прибыльным.

– Конечно, мы пытаемся просчитать число посетителей и выручку, которую они нам принесут. Но ведь это не всегда можно предугадать. Поэтому нашли такой выход, как организация мероприятий, вокруг которых собирается целевая аудитория. Причем в самом начале старались проводить такие мероприятия каждый день, – отметила Ольга Васильева.

Вообще в 2012-2013 по России прокатилась настоящая волна открытий антикафе. Они появлялись в крупных городах, причем в некоторых – даже по два-три. Но через год-полтора многие из них закрылись так же стремительно, как и когда-то появились.

По словам Ольги Васильевой, это произошло по нескольким причинам. Организаторы антикафе думали, что для успешной работы будет достаточно снять помещение, поставить мебель и купить настольные игры. Такие места быстро окупались, но потом владельцы теряли к ним интерес или у них не было идей для дальнейшего развития своего бизнеса. А без креатива в этой сфере далеко не уедешь…

Простые антикафе исчезли, остались только уникальные. Такие, как "Кот да Винчи", который стал новым культурным пространством в городе. Которого, если говорить начистоту, в Кемерове не хватало.

Сейчас "Кот" зовется Творческим объединением, что в полной мере отражает его суть. Конечно, как и во времена антикафе, здесь можно играть в настольные игры и пить кофе. Но этим дело не ограничивается – в "Коте" проходят различные лекции и мастер-классы, выставки и концерты, поэтические вечера и встречи с интересными людьми. "Кот да Винчи" стал площадкой, на которой представители различных социальных групп, культур и возрастов могут представить свои независимые проекты.

Причем речь идет не только о кемеровчанах – "Кот" налаживает культурные связи и с другими регионами нашей страны. Например, в нем выступали музыканты из Томска, а любители кино из Красноярска привозили документальные фильмы. Здесь же можно посмотреть башкирские короткометражки, которые прислали из Москвы. И это только несколько примеров такого взаимодействия с другими регионами России.

– Мы пришли к такому формату во время первого года работы. Это произошло естественным путем, поняли, что так нужно людям. Поэтому теперь мы реже сами организовываем мероприятия и чаще предоставляем площадку другим, – рассказала Ольга Васильева.

Предпринимателям нужна поддержка

Говоря об антикафе (или о творческих объединениях, как в случае с "Котом"), нужно понимать, что это все-таки бизнес. В свое время эта идея была отличным стартапом, который позволил креативным молодым людям воплотить свои идеи в жизнь. А первоначальный успех антикафе как бизнеса привел к тому, что во многих городах они появлялись по франшизе.

Конечно, антикафе может какое-то время работать на энтузиазме основателя и вложенных им личных средствах. Но рано или поздно они иссякнут и заведение закроется. Если, конечно, не станет прибыльным – то есть таким, каким и должен быть бизнес. Пройти через потрясения экономического кризиса удалось далеко не всем антикафе. Ведь у них, в отличие от тех же музеев или библиотек, государственной поддержки нет.

– Я считаю, что власть должна поддерживать людей, которые готовы развивать город изнутри. И в идеале такие творческие площадки должны быть в каждом районе, – отметила Ольга Васильева.

Сама предпринимательница на создании антикафе не остановилась. Она стала одним из основателей фестиваля уличного искусства "Детализация", который громко заявил о себе не только в Кемерове, но и за пределами города. Также Ольга стала одним из авторов проекта "Внутри и снаружи" – тематических экскурсий по городу, показывающих его многогранность.

Что же касается "Кота да Винчи", то он продолжает оставаться интересным заведением, в котором можно перекусить и культурно провести время. Сейчас такие места создают во многих городах России. Можно сказать, что это тренд, появление которого предвосхитили в нашем городе.

Материал подготовлен при содействии

Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области (МНФПМП г. Кемерово).

г. Кемерово, пр. Советский, 59

Телефон: (384-2) 75-55-89

Сайт: fondp.ru

Фото: МНФПМП г. Кемерово
Комментарии для сайта Cackle