Дорожные пробки, подземные переходы и аварийные перекрестки

Ежедневно новостные сводки пестрят сообщениями о ДТП. Чаще всего они происходят на перекрестках, некоторые из которых притягивают аварии, словно магнит. Где больше всего "бьются" кемеровчане, как с этим бороться и какие новинки ждут горожан на дорогах, разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Подземные переходы и дополнительные полосы

В Кемерове одной из самых острых городских проблем является пропускная способность дорог. Чтобы ее решить, в дорожную схему нужно постоянно вносить коррективы. И у муниципального Центра организации дорожного движения (ЦОДД) есть много идей на этот счет. Специалисты моделируют варианты с помощью программного обеспечения, которое предоставляет один из кемеровских вузов. Кстати, на базе ЦОДД открыта его кафедра. Поэтому студенты могут проходить в Центре практику.

"Они работают не с выдуманными перекрестками, а реальными перекрестками. А потому получают практический опыт в условиях города", – сообщили в пресс-службе ЦОДД.

Один из примеров такой работы – проект диагонального пешеходного перехода на перекрестке Красноармейская – Красная. Но в жизнь эта идея в итоге не претворилась – специалисты пришли к выводу, что в этом нет необходимости. В отличие от перекрестка возле остановки "Швейная фабрика", где диагональная "зебра" появилась летом 2015 года.

Кроме того, есть ряд идей, над которыми специалисты ЦОДД работают в настоящее время. Например, как улучшить пропускную способность на проспекте Октябрьском, возле недавно открывшегося гипермаркета "Магнит". Несмотря на то, что там поставили дополнительные светофоры, проблемы остались.

Когда городские власти согласовывали размещение "Магнита", представители торговой сети обещали сделать дополнительную полосу по Терешковой и Октябрьскому. Эти договоренности они выполнили, но теперь появилась необходимость в полосе на перекрестке Октябрьского и Тухачевского. Надеюсь, что она появится летом, – рассказал директор ЦОДД Кемерова Владимир Вильчиков.

По словам директора ЦОДД, ситуация на данном участке похожа на ту, что сложилась на перекрестке улицы Терешковой и Соснового бульвара – поворачивающие налево задерживают основной поток транспорта, который движется по Октябрьскому проспекту в центр города. Поэтому расширение на небольшом участке дороги – возле автозаправки напротив "Магнита" – будет кстати.

Есть предложения и по поводу перекрестка Советский – Кирова, на котором в час пик образуются пробки. Как и на других проблемных перекрестках, здесь основной поток сдерживают поворачивающие налево – с Кирова на Советский.

Вариант решения – убрать парковку на Кирова возле давно закрытого "Универсама №1" и сделать четыре полосы вместо двух, что упорядочит движение и улучшит прохождение транспорта на данном участке, – отметил Владимир Вильчиков.

Отметим, что в данном случае речь идет не о расширении дороги, а именно об увеличении количества полос. В реалиях Кемерова – когда центр города застроен, и дороги нельзя расширить физически – эта мера может быть эффективна. Правда, ликвидация парковки вызовет недовольство – в центре города и без того нелегко найти свободное место для своего автомобиля. Да и расширение не коснется проспекта Кирова после пересечения с проспектом Советским, где всего две полосы, причем по факту из-за стихийной парковки движение возможно только по одной. Предполагается, что налево с проспекта Кирова можно будет поворачивать с двух крайних левых полос, одна полоса позволит двигаться прямо и направо, а другая – только для поворота направо.

Также есть варианты и насчет дополнительной полосы возле пешеходного перехода на проспекте Ленина между Пионерским бульваром и улицей Соборной (напротив дома №65). Она будет предназначена для разворота, а сам маневр – регулироваться знаками.

Допустим, мы едем по проспекту Ленина и пересекаем улицу Соборную. Поворачивать налево там запрещено, поэтому многие водители доезжают до перекрестка с Пионерским бульваром и разворачиваются там. А мы предлагаем делать это раньше, – рассказал Владимир Вильчиков.

Но бывают случаи, когда решить проблему обычными методами не удается. Так обстоит дело с перекрестком проспект Советский – улица Весенняя, где только в 2015 году сбили четырех человек. Одной из причин послужил недостаточный обзор на данном участке, из-за которого водители не видели пешеходов, переходящих проспект Советский. Поэтому ЦОДД предложил кемеровчанам обсудить возможное решение этой проблемы. Варианты были разные – установить светофоры, поставить сферические зеркала или опилить деревья. Но ни один из них не идеален – светофоры приведут к пробкам, зеркала могут в солнечный день ослепить водителя (и привести к новым ДТП), а деревья – попросту жалко.

Я считаю, что кардинальное решение этого вопроса – создание подземного пешеходного перехода. Один из вариантов – сделать его напротив драмтеатра, – рассказал Владимир Вильчиков.

Отметим, что все эти идеи пока что остаются на уровне предложений. И реализация каждого из них зависит от попадания в городскую или федеральную программу. Что, в конечном итоге, упирается в деньги – а точнее, их наличие или отсутствие…

Аварийная «чёртова дюжина»

В Кемерове насчитывается 13 мест концентрации ДТП. Таковыми считаются участки дорог, на которых в прошлом году произошло как минимум три аварии одного вида (например, столкновений) с погибшими или травмированными, или пять ДТП разных видов (столкновения и наезды на пешехода) с такими же последствиями.

По данным ЦОДД, в прошлом году в местах концентрации ДТП произошло 56 аварий, в которых три человека погибли, а 83 получили травмы. Для сравнения, в 2015 году аварийных мест было в два раза больше – 27. Погибших и пострадавших тоже было больше – 9 и 150 соответственно.

Мест концентрации ДТП и человеческих жертв стало меньше, потому что мы много работали над этим – меняли фазы движения действующих светофоров и ставили новые, разделяли транспортные потоки и устанавливали пешеходные ограждения, – считает Владимир Вильчиков.

Например, по итогам 2016 года с аварийной карты пропал перекресток улиц Тухачевского и Двужильного, на котором в 2015 году произошли пять ДТП и пострадали шесть человек. Проблему удалось решить, добавив третью фазу работы светофоров. Так же сделали на другом перекрестке – улиц Красноармейской и Дзержинского, где годом ранее произошло 5 ДТП и пострадали семь человек.

Но иногда ЦОДД идет и на непопулярные методы – например, убирает нерегулируемые пешеходные переходы. Так было с переходом рядом с домом по адресу бульвар Строителей, 4, где произошло пять аварий, в которых погиб один человек, а восемь получили травмы.

Люди сначала обижались, но потом перестали. К тому же рядом за счет "Авроры" построили регулируемый пешеходный переход, – уточнил директор кемеровского ЦОДД.

Еще одно сложное место для автомобилистов – площадь Советов. В 2015 году на перекрестке проспект Советский – улица 50 лет Октября – улица Коломейцева сбили трех человек, один скончался.

Это сложный переход, там много пешеходов. К тому же водитель, въезжая на площадь, отвлекается на происходящие на ней события и различные светящиеся украшения. Поэтому там ограничили скорость до 20 км/ч, поставили светофор и средства видеофиксации, – рассказал Владимир Вильчиков.

Но на смену старым аварийным местам приходят новые. Так, в прошлом году отличилась улица Ворошилова. На перекрестке с проспектом Ленина произошло четыре ДТП, а на перекрестке с проспектом Химиков – три. В шести из семи случаев водители не поделили дорогу – причиной аварии стало "несоблюдение очередности проезда". Инженеры ЦОДД ищут варианты решения проблемы на этих двух перекрестках.

А в целом ликвидировать места концентрации аварий планируется с помощью дополнительных средств видеофиксации. Логика такова: будет больше камер – водители станут меньше нарушать. Кстати, на сегодняшний день в Кемерове комплексами фото – и видеофиксации нарушений правил дорожного движения оборудован 21 участок городских дорог.

Неотвратимость наказания является действенным методом. Например, на перекрестке Пионерский бульвар – проспект Ленина три года работала камера. Когда она на короткое время перестала работать, водители все равно практически не нарушали – потому что привыкли, что она есть, – отметил Владимир Вильчиков.

Несмотря на то, что мест концентрации ДТП в этом году стало меньше, расслабляться пока рано. Ведь даже если на одном конкретном перекрестке поставили дополнительный светофор или перенастроили старый – нет никакой гарантии, что водитель не ошибется и не проскочит на красный сигнал, после чего столкнется с другой машиной или собьет пешехода. А значит, это место может попасть в "аварийный список" уже в следующем году…

Как победить пробки

Часто по утрам спешащие на работу или учебу кемеровчане встают в пробках – словно они жители не провинциального (пусть и главного в регионе) города, а мегаполиса. Отправляющиеся из Ленинского района в центр города выезжают на Притомский проспект и, преодолев большую часть дистанции, встают перед поворотом на Университетский мост. Автомобилисты не догадываются, что затор мог быть больше, если бы по просьбе обитателей жилого комплекса "Кемерово-сити" на переходе возле остановки "Заречная" установили светофор.

Нас часто просят установить светофор в том или ином месте, и бывают случаи, когда отказываем. Потому что для установки светофора на данном участке по ГОСТу необходима определенная "проходимость" пешеходов, – рассказал Владимир Вильчиков.

Возьмем, к примеру, четырехполосную дорогу (по две полосы в каждую сторону). Чтобы поставить на нерегулируемом переходе светофор, по нему за час должны проходить не менее 150 человек. Несмотря на бурное развитие жилого комплекса, на Притомском проспекте пока не наблюдается такого оживления пешеходов – поэтому им остается довольствоваться нерегулируемым переходом и установленными поблизости от него шумовыми полосами. Эти искусственные неровности можно перепутать с "лежачими полицейскими", но они значительно ниже.

Обычно такие средства используют на трассах, а не в городах. Притомский проспект является исключением – это единственное место в Кемерове, где есть шумовые полосы, – подчеркнул Владимир Вильчиков.

Поначалу собирались пробки и на новой транспортной развязке, которая летом прошлого года соединила ФПК и жилой район Южный. Несмотря на то, что время каждого сигнала светофора закладывается еще проектировщиками, практически всегда приходится корректировать его уже после запуска.

Обычно на "обкатку" светофора уходит 3-4 дня. Но на развязке ФПК – Южный изменения были серьезными, поэтому в течение двух недель мы наблюдали и вносили коррективы в работу светофора. Мы вносили изменения, люди привыкали и ехали, поток менялся – и мы опять вносили коррективы. И так несколько волн, – рассказал Владимир Вильчиков.

Также директор кемеровского ЦОДД привел пример, когда специалисты долго настраивали светофоры на перекрестке Свободы – Каменская. Дело в том, что рядом с ним находится светофор на перекрестке Молодежный – Каменская – и нужно было настроить их так, чтобы водители могли проезжать этот участок без затруднений. Который сам по себе сложный – движение там разбито аж на 7 фаз.

Берег правый, берег левый

Для многих жителей левобережной части Кемерова слово "пробки" ассоциируется с Университетским мостом. А у обосновавшихся на правом берегу первым делом приходит мысль о проспекте Шахтеров. По словам специалистов, проблема заключается в "горлышке" после перекрестка проспекта Шахтеров, улицы Мамонтова и проспекта Кузбасского. Дело в том, что при движении со стороны Ракитянского у главной магистрали правобережной части города три полосы, а после – две. Помимо двигающегося по проспекту Шахтёров потока, в это узкое место пытаются повернуть с улицы Мамонтова и проспекта Кузбасский. Так и образуется пробка.

Один из вариантов, который мы предлагаем – продолжить Институтскую улицу до Кузбасского проспекта, – говорит Владимир Вильчиков. – Часть потока поедет по ней, далее через Сосновый бульвар и на улицу Терешковой. Это дело не одного года, но предложение уже рассматривается в администрации.

Кроме того, есть предложение сделать третью полосу на пересечении улицы Терешковой и Соснового бульвара. Это позволит решить проблему левого поворота – когда движущийся в сторону Кузбасского моста поток задерживают поворачивающие в сторону кардиоцентра. По словам директора кемеровского ЦОДД, это планируется сделать уже летом – если будет реализована городская программа.

А глобальный проект – соединить дорогу на въезде в город и Леснополянское шоссе, чтобы транспорт проезжал по нему и выходил на улицу Терешковой, тем самым разгрузив проспект Шахтеров. Проект этой объездной дороги есть и даже прошел госэкспертизу, но когда дорога будет построена – неизвестно. В том числе из-за отсутствия финансирования.

А в далеком будущем, когда, возможно, построят заложенный в Генеральном плане Кемерова до 2032 года мост в Ленинском районе города, появится возможность пустить через него поток транспорта с правого берега.

Фото: VSE42.Ru / Александр Патрин, ЦОДД
Автор:
Комментарии для сайта Cackle